Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Маркетинг против клиенто-ориентированности

Два последних чуть сумбурных и весьма противоречивых поста. Даже в чем-то сентиментальных. Про дизайн и красоту. Они спорные и не законченные, потому как это скорее завязка сюжета. Но и развязка не за горами... Прямо сейчас.

Поднятая (слегка) проблема эстетизма продукта, красоты, качественного дизайна не взирая на не-принадлежность к категории лакшери ведет напрямую к более измеримым и приземленным вещам, чем измерение и сегментация красоты и плата (только) за дизайн упаковки. Все намного прозаичнее и серьезнее.


Я уже писал в посте "Маркетинг против прибыли" про то, что бизнесу приходится жертвовать прибылями ради конкурентоспособности. И по-другому никак. Но есть и другое противоречие, куда более сложное и "раздирающее" крупные компании.

Маркетинг против клиенто-ориентированности.

Казалось бы, это почти одно и то же. Или одно - часть другого. Это правда, но лишь при условии узкоспециализированного мелкосерийного производства. Т.е. мануфактуры. И как правило - в люксовом сегменте.

Что есть клиенто-ориентированность? Об этом можно почитать у Эдуарда Колотухина и Вадика Дыминского. Материалов достаточно. Если очень грубо - не просто удовлетворять потребности каждого из клиентов, но удивлять их, думать за них, от части - следовать их предпочтениям. Хотя такая практика встречается все реже и реже.

Что есть суть маркетинга? Постараться сделать продукт, удовлетворяющий потребности целевой аудитории, создать рынок сбыта и предложить большую ценность продукта его потребителям. Для этого существует комплекс мероприятий и инструментов, позволяющий создать продукт, максимально полно охватывающий интересы нужной аудитории, но не каждого конкретного потребителя. Вот и получается - интересы конкретного потребителя (клиенто-ориентированность) против интересов группы потребителей (маркетинг). Продукт, обладающий максимальной ценностью против унифицированного продукта, плода исследований и тестирований.

А дальше должен был бы следовать текст о том, что производство и дистрибьюция конкретного продукта конкретному покупателю обходилась слишком дорого, поэтому был выбран компромиссный путь - и чем дальше от лакшери-сегмента, тем больше ценность продукта отходит от потребности конкретного потребителя, но и цена ниже. А то что совсем не нравится никому, но необходимо - стоит вообще копейки... Это текст должен был бы быть. Но его не будет. И в силу трех причин:

1. Невероятной гибкости современного производства, которая позволяет не экономить на масштабах для большинства продуктов.
2. Интернет, который позволяет доставлять любую информацию и мгновенно сравнивать продукты, произведенные в любой точке мира, а так же - подробно описывать и доставлять до производителя информацию о собственных потребностях.
3. Логистика, позволяющая доставить любой товар прямо домой в срок, ограниченный лишь финансовыми возможностями покупателя.

Т.е. компромисс, позволяющий покупать продукт, соответствующий доходам, не залезая в люксовый сегмент - уже не нужен. Космическая цена продукта, произведенного в единственном экземпляре во многих отраслях - это миф. Я сейчас не говорю о продуктах, создающихся Мастерами (им вообще наплевать на мнение клиентов, но для этого надо быть Мастером). Но заказать "стандартный" продукт нужной формы и такого цвета, который хочется именно тебе... это уже не проблема. И это - истинная клиенто-ориентированность. Но она - усложняет процесс контроля качества и во-многом отходит от привычной маркетинговой модели, коммуникационной политики и привычных процессов взаимодействия с клиентом... 

И что в итоге? "Маркетинговая машина", создающая стандартизированный продукт против кастомизации... Не формальной возможности выбрать из 5 вариантов окраски боковой панели телевизора... Может мне вообще не нужна эта боковая панель :-)

Получается интересный вывод.  Кастомизированным и клиенто-ориентированным может стать лишь небольшой производитель, мануфактура. И не обязателен полный цикл. Ведь эту идею уже используют многие производители, пользующиеся комплектующими сторонних компаний - Bang&Olufsen, Miele, почти все автопроизводители, парфюмерные марки и многие многие другие. Нужна просто еще одна ступень - более глубокой кастомизации, не ведущей к серьезному удорожанию продукта. В рамках разбросанных по всему миру мануфактур, производящих куда более оригинальные вещи, чем серийные. Думаете - это фантастика? Нет. Еще 10 лет назад такое было просто не под силу. 5 лет назад Ferrari начали производить автомобили, внешний вид которых придумывает клиент (не тюнинг, а совершенно новый корпус и интерьер, под себя). А в прошлом году появился iPhone от Дениса Симачёва :-)... Т.е. тренд идет в нижний сегмент.... 

Вот такие длинные хвосты. И вот такой маркетинг, который вовсе не клиенто-ориентированный.
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments