Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайн - "комплимент потребителю"

 На этот пост меня сподвиг иной (пост). Написанный тем самым Алексом Левитасом ® не так давно. О ценности дизайна. (Ссылка). Пост совершенно правильный. О том, как дизайн может помочь продать товар дороже. На примере чайных пакетиков, упакованных по-разному. Пост, безусловно полезный (особенно в России, где красивую упаковку найти "днем с огнем"). Но не очень однозначный, на мой взгляд.

И дабы не флудить у Алекса в блоге, хочу чуть подробнее остановиться. На причинно-следственных связях.


Что является мотиватором для покупки товара в красивой упаковке, стоящего дороже. "Гедонистическое потребление"? Тяга к прекрасному? Или просто "понты" (т.е. цена - выбрал самое дорогое)? На самом деле все проще. Мотиватором является более высокое качество продукта, о чем однозначно утверждает упаковка. Да, вот так и никак иначе. А теперь давайте разбираться, почему.

Качественный продукт (т.е. тот, который отличается в лучшую сторону потребительскими ценностями и несет большее количество ценности). Т.е. маржа, полученная на продукте, выше из-за более высокой цены продажи. На этом мы останавливаться не будем, это вроде как понятно. Другое дело, что и более высокая себестоимость продукта и более высокая маржа позволяют не только создать безупречный продукт (в рамках своей цены) но и правильно приподнести его потребителям. Ведь нет задачи быть лидером по цене, здесь работает уже другая конкурентная стратегия.

И в данном случае упаковка продукта (это понятие чуть шире, чем бутылка или картонная коробка - это может быть и офис продаж, например) и дизайн играют очень важную роль. Дело в том, что дизайн и качество самой упаковки (удобство использования, материалы) являются комплиментом потребителю. Так же как в хорошем ресторане Вас угощают "вкусненькой штучкой" совершенно бесплатно, что скрашивает ожидание заказа, так и в обычном процессе покупки упаковка - не только "продающий элемент", но и символ отношения компании к своим потребителям. Символ бизнеса и продукта, продуманных до мелочей. А еще - упаковка является одним из очень важных элементов успешного взаимоотношения м/у продуктом и потребителем, формирующим ощущение удовлетворенности продуктом. Упаковка - предвосхищает продукт. А так как во многих случаях сам процесс покупки означает не меньше, чем процесс использования продукта (как приятно распаковывать!), то качество дизайна и исполнения упаковки может сыграть ключевую роль в формировании предубеждения по поводу продукта. Кусочек колбаски из удобно раскрытой упаковки будет значительно вкуснее такого же, но "выгрызенного" из вакуума при помощи ножа, ножниц или зубов.

Вот такой вот "дизайнерский символизм". Или даже перфекционизм... Но есть и другая практика, которую с таким удовольствием подхватили российские производители говна продуктов. Путать покупателей.

На ощупь - шикарно. На вид - красиво. Пусть даже на запах (упаковки) - не очень. А на вкус... нет, на запах - лучше. И потом формируется (правильное) ощущение, что ты просто переплачиваешь за коробку. И на этом ощущении очень хорошо зарабатывают те, кто помимо продуктов, экономит еще и на их упаковке. Но это - реальный обман. Правда, есть одно "но". На цивилизованном рынке такие фокусы не проходят, а на развивающихся рынках такое проходит один раз.

Есть еще одна тонкость, до которой мы, российские покупатели, пока "недозрели". Это оценка продукта по его эстетическим свойствам. В том числе. Ведь бывают случаи, когда упаковка несёт в себе ценность не меньшую, чем сам продукт. Она формирует своим видом правильную атмосферу (да и условия) потребления продукта. Но это уже тема из тега "роскошь или luxury", которой это тег скоро обогатится :-)

Пользуйтесь тегами. И не забывайте, что дизайн и упаковка - это не причина, а следствие. 
Tags: дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments