Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Бизнес 2010 или Почему российский консалтинг в такой ж...

И снова я о российском консалтинге. Будь то консультации по менеджменту, финансам, маркетингу, брендингу, оргструктурам и т.д. и т.п. И снова - с критикой.

Я уже много писал про русский бизнес и его ошибки, про наш всероссийский всеотраслевой стандарт "производить говно", про отсутствие каких либо инноваций... Казалось бы это непаханное поле для консультантов, имеющий опыт становления компаний и здесь и за рубежом, хорошо образованных и "держащих руку на пульсе" и обладающих не только энциклопедическими знаниями, но из здравым смыслом. Спасибо Livejournal, такие есть среди моих френдов, чему я несказанно рад. И они, в отличии от многих других, сначала задаются вопросом "зачем?", получают на него лаконичный и осмысленный ответ, а потом уже думают "как?". Но перед такими людьми часто встает вопрос что делать: искать причину проблемы и искоренять ее или бороться с последствиями.

Естественно, что весь опыт и образование однозначно указывает на единственно правильных подход - искать и искоренять причину проблем. И этот подход действительно правильный, основанный не только на знаниях, но и на логике и здравом смысле... Но, "умом Россию не понять"... Здесь есть один очень тонкий момент, осознание которого привело меня, например, к тому, что я прекратил всю консалтинговую деятельность здесь, (но не в коей мере не призываю делать это остальных).

Дело в том, что искоренение проблем, которое есть суть работы консультанта, входит в противоречие с целями и задачами бизнеса. Причем не декларируемыми, а реальными. На бумаге, в миссиях, стратегиях, философиях и видениях все пишут о задачах долгосрочного развития, лидерства на рынке (или значимой доли), работой над своей "маркетинг- и клиенто-ориентированностью", качеством продукта и т.д... Это декларируется и снаружи и внутри компании, под это пишутся бизнес-планы и объемные тома стратегий. Но знаете что? Это все - игры. Игры собственников.

Пусть финансисты и маркетологи "напрягаются", видя серьезность намерений и долгосрочные перспективы собственного роста. Под эти "напряги" получаются займы на долгосрочное развитие, кредиты на покрытие текущей деятельности, открываются рынки сбыта и рынки персонала - но на самом деле это все красивые сказки для контрагентов и наемного персонала. В откровенных и долгих разговорах цель (не бизнеса, а собственника) одна - получить как можно быстрее и как можно больше. И свалить пока не посадили. 

Этот тренд я обнаружил в 2008. В 2009, после историй с Чичваркиным, Бабасюк и т.п. - он усилился еще больше. Все объективно понимают, что как только твой бизнес достигнет определенных высот (т.е. реализуются амбиции "лидера", "лучшего", "самого известного"), то прийдут люди и попросят отдать бизнес. За скромное вознаграждение. Или просто так - зависит от лояльности к партии и государству. Это совершенно незаметно "снизу", но совершенно очевидно "сверху" бизнеса...

Но вернемся к консалтингу. На лицо противоречие, диссонанс между попыткой грамотного консультанта искоренить проблему, которая может стать фатальной в будущем, и собственника, которого заботят лишь краткосрочные перспективы, но который никогда в этом не признается. В этом причина многих неудач среди консалтинговых проектов, способных вывести бизнес на новые перспективы. Во-первых, "первым быть нельзя", а весь консалтинг строится на амбициозных устремлениях, иначе зачем проводить изменения? Во-вторых, "будущего может не быть". А значит - и долгосрочных перспектив.

Вот и получается, что искоренение проблемы - самый правильный способ помочь компании - не годится. Он требует сделать шаг назад, остановиться, сделать ретроспективный анализ, в чем-то просто начать с начала. Но вот проблема, наш бизнес похож на мчащегося вперед клоуна на одноколесном велосипеде. Стоит прекратить движение вперед или резко заторомозить - и ты падаешь вниз. И во многих случаях после такого падения подняться - нет сил подняться. Ведь для этого нужны совсем другие компетенции.

И в этом случае получается, что правильным решением для компании с учетом ее реальных целей и задач будет абсолютно неправильное решение с точки зрения грамотного бизнеса - борьба с последствиями. Причем до тех пор, пока собственники не соберут достаточное количество средств для того, чтобы открыть новый бизнес. Как правило - "там". Для детей. Для общества. Но уже не в России.

Да, получается, что для того, чтобы быть максимально эффективным консультантом, надо принимать абсолютно неправильные решения :-) Собственно так и делает большинство, "свет" российского консалтинга, выступающий на конференциях и выставках. Но есть и сомневающиеся, пытающиеся не просто выполнить поставленную задачу, но и мотивировать собственника, зачастую переосмыслить бизнес вместе с ним и сменить модель восприятия собственного же предприятия. Это кропотливый и неблагодарный труд, куда проще играть в игры вместе с стейколдерами. Сам я не смог, но я рад, что среди моих знакомых есть такие сильные люди.


Этот пост появился благодаря Олегу [info]bargekeeper (одному из таких самоотверженных консультантов) и дискуссии в его блоге: bargekeeper.livejournal.com/94516.html
Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →