Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Мнимая специализация

Средний сегмент. Самые приличные суши - в пабах и пивницах (не в суши-барах). Самый хороший кофе - в стейк-хаусах (не в кофейнях), самые вкусные бургеры - в арт-кафе... Наверняка Вы сможете продолжить этот список. Более того, его можно перенести и на рынок потребительских товаров, где самые дешевые (при прочих равных) телевизоры - в продуктовых гипермаркетах, а ноутбуки - в магазинах бытовой техники.


Странная и парадоксальная ситуация получается. Если прийти в фирму, специализирующуюся на одном продукте (будь то кофейня или магазин ноутбуков), то это не дает потребителю гарантии того, что он получает лучшее. Более того, скорее это означает что тебе продадут продукт худшего качества по более высокой цене.

Почему так получается? Из-за надуманной специализации и реального отсутствия компетенции. Ведь она, Ваша компетенция, должна служить на благо потребителей. Задача бизнеса отфильтровать, убрать "шелуху" и предложить реально лучшее. Т.е. максимизировать полезность продукта для конечного потребителя... И если перекладывать это на все что угодно, хоть на стиральные машины, хоть на суши - задача специализированных компаний - создавать стандарты отрасли. А компаний с "широким профилем" (гипермаркеты, рестораны с широким меню) - предлагать компромисс между удобством, ценой и ценностью, либо низкую цену, либо the best of - уже в зависимости от рыночной позиции компании.

У нас же получилось по-другому. Опять перепутали причину и следствие Специализация подразумевает формировании прибыли из одного, узкого направления деятельности. Но при этом получение прибыли из этого "узкого места" есть не причина специализации, а следствие. Причина - более высокая компетентность в вопросе, которая и обуславливает выбор покупателей в пользу вашей компании и "окупает" более высокую цену сделки... В итоге покупатель ЭКОНОМИТ - но пусть не деньги. Он просто получает лучшее не вникая в процесс сравнения и выбора. Он, доверяя чужому опыту и компетенции, приходит к пониманию "лучшее" гораздо быстрее - что в конечном итоге экономит и деньги. Кстати, это и есть "эмоциональный мотив потребления" в правильной его трактовке. И специализированная компания дает возможность очень точного рационального мотива (то, о чем я писал абзацем выше - выбор продукта с предельной полезностью) и эмоционального мотива - экономящего время и деньги. Вот это - специализация реальная.

А мнимая специализация, которую мы наблюдаем сейчас на российском рынке - это тоже понимание узкоспециализированного бизнеса, но где работает другая логика. Если мы будет активно продавать один продукт, то мы сможем сэкономить на маркетинговых издержках, обрести четкое позиционирование и установить более высокую маржу. Все так. Вот и концентрируется компания на максимизации прибыли от продажи объектов специализации - будь-то суши, ноутбуки или альпинистское снаряжение. А прибыль у нас максмимизируется лишь одним способом - путем игры с затратами. В итоге - путем ухудшения качества основного продукта. А вот сопутствующие никто не трогает. Они же сопутствующие...

Поэтому и получается: хотите вкусных суши - идите в пивницу :-)
Tags: маркетинг, ресторанное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments