Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Сайты, веб-дизайн и интернет-маркетинг

Меня всегда интересовало, почему создание сайта в российской веб-дизайн-студии стоит в 2-3 раза дороже, чем в иностранной. И это учитывая тот факт, что расходы здесь значительно меньше, чем "там". Аренда, зарплаты, налоги, программное обеспечение - все должно негативно сказываться на цене конечного продукта. Но из России почему-то не вышел мировой лидер в создании веб-приложений и сайтов. Украина смогла. Белоруссия - смогла. Индия смогла. Чехия смогла. А мы нет.


Возможно, не нравится наш дизайн. Не секрет, что почти все русские веб-дизайнеры начались от Лебедева, но там же они и закончились. Такой дизайн может вызывать восхищение только у переквалифицировавшихся программистов. Принцип "к пуговицам претензий нет" оказался прекрасным для русской почвы - можно не думать о главном, но заниматься частностями. Промерять количество пикселов справа и слева и учиться рисовать иконки с фотографической точностью. И обязательно делать какую-нибудь свою фишечку не как у всех. Чтобы при наведении мышкой "Бах!" и что-нибудь случилось. У нас, в России, это стало куда важнее, чем содержание сайта. Но и это не главное. Главное - цена.

Большинство известных мне крупных западных сайтов (включая интернет магазины с CRM-системой и привязанные к логистике) обошлись заказчикам не дороже 10-15 тысяч евро. Отличный сайт от известной дизайн студии, получившей много наград на международных конкурсах и "засветившейся" среди клиентов-глобальных брендов, обойдется в 7-8 тысяч евро.

Да, иногда в прессе фигурирую огромные цифры. На создание новой площадки для электронного бизнеса потрачен 1 млн. долларов. Есть такое. Только цифру обычно принятно называть конечную - а не аванс веб-дизайнеру. Офис, склад, комплексную информационную систему, рекламную кампанию и т.п...

И вот мы. С маленьким безфункциональным с современной точки зрения ресурсом (новости/каталог/контакты/форма заказа/система оплаты) с дизайном от человека, когда-то прочитавшего книгу по Фотошопу и научившемуся мастерски обводить фотографии, делая из них рисуночки, с дизайном десятилетней давности. По цене в 100-150 тыс. рублей. Т.е. в 3 000 евро. А если это не первый опыт студии, да и клиенты у нее приличные есть - то эта стоимость возрастает в 5 раз. А то и более.

Я уже затрагивал эту тему год назад, но с точки зрения дизайна. Откуда корни идут - я уже говорил. Вся эта лабуда с "резиновым дизайном", бессмысленной навигацией и огромной кучей пустого места на вполне-таки корпоративных сайтах - от этого стиля мы слава Богу начинаем отходить, принимая во внимание удобство чтения и перемещения по сети. (Кстати, если говорить о русских "гуру", то мне всегда был ближе Болотов - который в конце концов сосредоточился на нескольких проектах и перестал заниматься веб-дизайном).

Но теперь хочется посмотреть на ситуацию с другой стороны. Со стороны менеджмента и маркетинга и... здравого смыла. Ведь именно он - причина всех различий и в подходах и в цене.

Как выглядит эта ситуация. Нет понимания процесса у исполнителя, нет понимания и у заказчика. Нет четких договорных обязательств, нет конкретных задач. "Представительство в интернете, работающее в формате 24/7/365". Зачем? Это тот вопрос никто и не задавал. Вроде бы ответ очевиден. Причем, очевиден на столько, что его практически никто не формулирует.

Я уже приводил пример одного сейчас достаточно известного информационного ресурса. На вопрос "а в чем, собственно, фишка" мне так и не ответили. И это при том, что контент у ресурса достаточно интересный. Т.е. вроде и повод есть, но УТП не сформировано. От этого и вид - очень вяленький, не убедительный с точки зрения занесения в "Закладки". Или, пожалуй, самый распостраненный прием, - огромный интернет-магазин в котором заказать можно все что угодно, но перезванивающий менеджер уточнит что "не было и не будет"...

Странно, но компании, занимающиеся веб-девелопментом и интернет-маркетингом, зачастую незнакомы с маркетинговой составляющей их же собственного бизнеса. Безусловно, без брифа, целей и задач сайта не обходится ни один проект. Но... компаниям выгодно продавать собственную веб-платформу, а покупателям делать не хуже чем у других. И поэтому на рынке - стагнация, ступор и очень низкое качество работ. Не по дизайну, по сути своей.

Проблема в том, что русский веб-девелопмент совсем не следит за прогрессом. Мало того, что очень неудобным CMS (системам управлением сайтом), составляющим порой до 70% от инвестиций в веб проект согласно смете, есть аналоги стоимостью около 99 долларов США, так еще и сами структуры сайтов безнадежно устарели. Большинство технологий, использующихся на сайтах (как например каталогизаторы), были созданы во времена, когда мы выходили в интернет со скоростью "14 400". А если сейчас вместо того, чтобы рыться в неудобно сверстанных каталогах, можно скачать pdf-файл к себе на комп или мобильник и работать с ним? Ведь такой процесс скачивания вместо долгих часов занимает секунды. А компания просто размещает на сайте свой свежий печатный каталог...

Не паникуйте, я не говорю о сайтах гипермакетов. Но любая компания, не обремененная номенклатурой в десятки тысяч "эс-кей-ю" вполне может обойтись сайтом, состоящим из видеоролика о компании с живыми людьми, pdf-файла с коммерческими данными (каталог, утп и т.п.), ссылки на Google Maps и формой отправки почты. Все остальное - лишь вопросы оптимизации для поисковых систем (если, конечно, SEO тоже необходимо). Почему? Да потому как все остальное правильнее и эффективнее будет размещать в сетях типа VKontakte, Twitter или тот же Facebook с Livejournal.

Да-да-да, господа. Концепция поменялась. Произошло ровно то, что 20 лет назад случилось с банками. Если до тех пор банки сидели в офисах и ждали жаждущих получить их услуги, то в переломный момент один из хорошо известных Вам банков вышел на улицы и стал предлагать свои услуги. В Интернете это тоже произошло. Уже. Пока Вы дрючите картинки в собственном каталоге при помощи самого лучшего в России веб-дизанера иллюстратора, ваши конкуренты общаются на человеческом языке в социальных сетях и блогах.

Я не сказал ничего нового. Об этом рассказывают апологеты интернет-маркетинга. Но, к сожалению, они в этом словосочетании зациклены на слово "интернет", но не на слово "маркетинг". А поэтому технологии берут верх даже там, где они нафиг не нужны. Интернет-технологии, программирование и т.п. А значит - Вы попадаете на деньги. И платите за то, что Вам на самом деле не нужно.

Т.е. статьи расходов две - виньеточки и программулинки. А реальная информация в удобной форме? Вот. Вот за это и берут свои деньги те, кто делает сайты в Швеции, Британии, Швейцарии, Германии, Италии (там сайты делать не умеют так же, как и во Франции, там вино, знаете-ли, природа и человеческое общение...). За поиск удобной формы подачи необходимого материала. Но для этого надо знать ответ на два вопроса:

а) Какой материал необходимо получить от Вас вашим потенциальным клиентам через Интернет
б) Когда и в каком виде этот материал им будет удобно получить

А дальше - дело техники.
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →