Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Хорошие вещи

Да, я опять продолжаю тему роскоши или luxury. Но теперь в приложении к маркетингу и истории, или истории маркетинга... Последние годы, а скорее даже десятилетия, в потреблении все четче и четче прослеживался один очень сильный тренд. Он не слишком затронул Россию скорее не потому, что мы его не воспринимаем, а потому - что не с чем сравнивать. Тренд очень просто описать. "ДЕШЕВЛЕ!". Покупатели как никогда ранее хотели не просто покупать больше...


С начала 70-х, с ростом популярности кредитных программ и ростом же могущества American Express, Visa и Mastercard, к покупки в огромных количествах стали доступны не только для элиты, но и для среднего и даже нижних классов потребителей. Но кредитное бремя, высокие социальные расходы, дорогой бензин и т.п. приводили к все большей избирательности и рационализации покупок в дальнейшем. Кризисы, удорожание бензина, ухудшение экономической ситуации... Все это сказалось на потребительской активности. Не здесь и не сейчас, а там и тогда. Не сразу, постепенно, но люди, уже привыкшие делать обильный шоппинг, не хотели отказываться от этой привычки - и маркет-ориентированные производители и торговцы нашли выход. Они стали предлагать почти тоже самое, но чуть дешевле. Сначала упрощая продукты, потом их стандартизируя, а потом появились дискаунтеры и очень дешевые производители продукции, формально исполняющей свои функции.

Это достаточно несложный путь от итальянской мебельной фабрики или кожевенной мастерской к IKEA и Zara. Шаг за шагом, год за годом, покупка за покупкой - мы привыкли к дешевым вещам. А чтобы провоцировать спрос на них, коллекции и новинки стали появляться все чаще и чаще. С ростом производственных возможностей и совершенством технологического оборудования речь зашла и об ограниченных тиражах и коллекциях даже дешевой продукции - качество которой расчитывается таким образом, чтобы "после третьей стирки вещь пришла в негодность, но покупателю не было бы ее жалко".

Вот так мы и живем (по высказыванию одной моей коллеги из UK) - "между моллом и помойкой". И что самое странное - считаем это нормой и нам это нравится... Мы получаем свободу в выборе. Поносил и выкинул. Надоело и сменил мебелировку, появилось новое - выкинул старое. Но проблема в том, что нам подменили радость обладания радостью покупки. И мы с удовольствием на это купились, особенно в бывшем СССР, где обладание чем-то антиквариатным считалось номой, а шоппинг - идеологическим извращением (в силу отсутствия возможности, правда).

И именно поэтому мы с радостью скупаем всяческое дерьмо в H&M, свезенное в Россию. И это - при еще относительно высоком его качестве. Мы радостно покупаем мебель в IKEA в надежде и с мыслью о том, что "непонравится - выкину" и "разобъется - не жалко".

В результат у этого один - мы перестаем ценить качественные вещи. Более того, само весьма абстрактное понятие "качество" для нас девальвировалось на столько, что большинство просто не способно его оценить. А как оценить то, что, например, свитер, купленный 5 лет назад до сих пор актуален, с ним ничего не произошло (не растянулся, не сел, не выцвел, не выгорел, не скатался) и, что самое главное, до сих пор носится с удовольствием? Нет - это для нас не аргумент. А вот цена, в 7-10 раз превышающая стоимость похожей вещи из Zara - это факт, вызывающий если не осуждение, то удивление. Но об этом я уже много описал ранее. А о чем не писал пока еще - так это о системе оценки (или оценок), которая выстраивалась в нашем сознании постепенно, под руководством маркетинговых служб крупнейших мировых дискаунтеров.

И не только мы купились на это. Это самый большой обман, на которую купился весь мир. Сначала деньги и хорошие вещи. Потом денег стало меньше, но т.к. качество стало незаметно-хуже, то общий объем товарооборота сохранился. Больше за те же деньги! Скидки! Распродажи!... И теперь мы не можем оценить по-настоящему хорошую вещь. Она нам непонятна. Нам непонятна качественная услуга.

Представляете, я НЕ хочу покупать диван в коробке, тащить его через весь магазин на тележке, потом через весь город на себе, поднимать его в квартиру и собирать половину дня пусть даже идеально пригнанный и со всеми присутствующими деталями. Мне больше по душе ткнуть в него пальцем в магазине и сесть на него вечером дома. Пройдет пара лет и после высказывания такого пожелания меня отправят в дурку, ей богу! Это же не рационально, не экологично и не политкорректно! DIY рулит. Это модно. И от этого тошнит даже не смотря на то, что справа от меня стоит огромный Экспдит из IKEA, собранный самостоятельно пару лет назад.

Tags: маркетинг, роскошь или luxury
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →