Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Продолжая тему дизайна интерьеров

Да и дизайна вообще...
Что такое дизайн с точки зрения его пользователя (т.е. того, кто заказывает дизайн и эксплуатирует его в функционирующем виде) - владельца офиса, ресторана, гостиницы, промышленного предприятия... Я сейчас веду речь не о частных интерьерах, а о тех - где задача дизайна весьма банальна - продавать. Помимо удобства и красоты, о которых мы помним, это еще и экономия. Да - грамотный дизайн (и дизайнер) помогают сэкономить даже там, где такой задачи не стоит перед заказчиком. И именно поэтому, даже с учетом отменного вкуса клиента, необходим интерьерный дизайнер. Арифметика проста - затраты на разработку интерьера должны покрываться экономией на его создании. Это программа минимум. Программа максимум - достижение максимального эффекта при реальной экономии средств. Но! Не (только) в создании, а в эксплуатации. И это очень, очень, очень важный нюанс, редко учитывающийся в реалиях.


Посмотрите на большинство современных европейских интерьеров последних лет (если интересно, по этому случаю издательство Taschen издает прекрасные и дешевые книги по современной архитектуре и дизайну, которые несложно приобрести даже в России имея карточку Visa, доступ в Интернет и зная что означает add to shopping cart). Они прекрасно выглядят и... крайне, просто до неприличия дешевы в реализации и практически антивандальны. Некоторые примеры дизайна попадаются так же в www.desiretoinspire.net/ (он правда про частные интерьеры) и других блогах с похожим контентом.

А что мы имеем здесь, в России? Увы, но задача по созданию интерьеров не просто в рамках бюджета, а с задачей максимально экономии - абсолютно новая для российского дизайна. И воспринимается она так же неправильно. Если ставить задачу не удешевить стоимость отделки (что, собственно не новость), а добиться необходимого эффекта (пусть, антуража) минимальными средствами - единственное что Вам смогут предложить - это мебель и предметы интерьеров IKEA. Я ничего не имею против них, даже за - но... опять же их надо уметь "встраивать" в интерьер, а не расставлять так, чтобы войдя в заведение посетители не чувствовали себя "как дома" потому как "у нас такие же (лампы, столы, стулья, чашки, тарелки, рамки, подсвечники)... А наблюдаем мы именно такой "экономичный" дизайн. Без фантазии (увы, у российского дизайна с этим большие проблемы, о чем я писал здесь, здесь, и самое главное - здесь), но с реальной (ли?) экономией. При этом по результату икеевский интерьер конечно дешевле испанского или итальянского, но все равно далеко не дешев. Просто дальше никто шагнуть не отваживается.

Почему? Потому как технологичные решения (=дешевые и эффективные) требуют весьма смелых сочетаний (не только тех, о которых я писал в предыдущем посте на эту тему). Я говорю сейчас не о дешевизне/дороговизне по отношению к отделке и аксессуарам. Я говорю о цветах, фактурах и пространственных решениях. Но проблема (и беда) и дизайнеров и заказчиков - в неготовности к таким шагам. Рынок дизайна, в особенности интерьерного, слишком консервативен и стереотипизирован (в России) до невозможности. В лондонском Snog'e нам ничто не мешало использовать сочетание ярко-розового и ярко-голубого цветов в настолько "несъедобной" гамме, что российский клиент даже после подачи концепта тут же свалился бы с несварением желудка только от одной цветографики. Я уже не говорю про кобальт, фиолет и черный цвет, который адски боятся использовать в большом объеме... Нет уж - красный, желтый, оранжевый, коричневый, бежевый, зеленый, белый и чуть черного для премиальности - все! Больше нет цветов для россиян :-) Конечно, утрирую, но и не слишком сильно. То же и с используемыми материалами. Либо очень дорого, либо пол в коричневой плиточке. Практично. Отчасти экономно, но! Давайте не будем забывать, что мы рассуждаем не о цветах или фактурах (пусть это субъективно) - мы говорим о практичном и экономичном способе создания необходимого антуража. Как пример (опять же очень утрированный и вполне легко критикуемый) - для создания уютной обстановки можно завесить все стены в помещении картинами в рамах, а можно опустить источники света с потолка пониже. Эффект - тот же, цена - принципиально разная.

Несмотря на это даже в западной прессе появляются примеры интересного интерьерного дизайна - встречались пару работ из москвы (не помню названий) и Denis Popov Bar из Петербурга. Они приятны и современны, хорошо сфантазированы и отлично работают. Хотя им, может, и не хватает (с точки зрения дизайна) того, с чего я начал эту статью. Им не хватает экономичности в решениях. А это - прямая задача дизайна. Одна из тех характеристик, помимо эргономичности и эстетичности в продуктах, которая отличает коммерческую специальность дизайнера от звания свободного художника.
Tags: дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments