Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Looks like. Тренд, который проходит

В ниже запостщеных размышлениях о рекламе я писал о том, что в рекламном сообществе и около него - слишком много иллюзий и попыток "выглядеть большими и западными" на фоне катастрофического несоответствия формы и содержания... Но на самом деле - реклама лишь частный случай. Это куда больше проблема потребления и потребителей, чем проблема одного маркетингового инструмента.


"Казаться, но не быть" - это лейтмотив русского потребления последних 15-20 лет. У нас не было времени на медленные танцы. Хотелось. чтобы щёлк пальцами и ты уже европеец. Или американец. Причем - не какой-то там замухрышка, а самый преуспевающий, со всеми атрибутами.

И мы взяли всю "наружку". Одежду и обувь, аксессуары и часы, автомобили и курорты, сигареты, еду и алкоголь... Мы прочитали, но не поняли подтекст. Хочешь показать собственный успех - без проблем. Демонстрационное потребление сформировало и демонстрационное восприятие торговых марок. Мы до сих пор оперируем этими понятиями. Статусность, эмоции, самоидентификация, переплата за "бренд".

И, естественно, спрос рождает предложение. Поэтому в рестораны мы ходим не поесть, а "посидеть"; в автомобиле комфортность его эксплуатации куда менее важна, чем имидж марки. При это, то что остается "за кадром" - нас пока мало интересует... Так же, как и мало интересует "калькуляция" всего того, что мы потребляем... Но об этом я уже писал в посте о роскоши для среднего класса. Сейчас - немного о другом. О трендах.

Сейчас становится модно быть демократичным и экономным, при этом приправив рацонализм значительной долей снобизма. Пафосные рестораны - для тех, кто мало понимает в хорошей еде. Шикарные авто - для тех, кому нечем больше похвастаться. Дорогая одежда - для тех, кто компенсирует одеждой отсутствие богатого внутреннего мира. Дорогой телефон - это просто от отсутствия ума...

Тянет на компенсаторное поведение. Раз мне приходится затянуть пояс по-туже и начать экономить рационально потреблять - то я становлюсь ближе к прагматичным европейцам. Т.е. расту в своих глазах. И правильный тренд - это не оправдание. Это причина. Показательная экономия. Я - умный. Я умею отличить показное потребление от направленного на себя. Я - эксперт.

И это - главный маркетинговый тренд. Основная мелодия, идея и фишка рекламных коммуникаций кризисного периода. Она мало общего имеет с реальным положением дел... Но покупателю никогда не хочется покупать дешевле. Русский покупатель не привык выискивать и расчитывать, он не ходит как финн с калькулятором. Он - хозяин. Он может себе позволить. Он-то может, да и рад бы, но вот мода не позволяет. В моде - кризис и экономия. И это - круто.

Пока большинство компаний усердно толкаются под вывеской "распродажа", sale и save - никто не говорит о времени умных покупок. Пусть автомобиль будет не 2009 года и не самой последней модели, но с огромной скидкой. Модно. Пусть одежда будет чуть скромнее - это тренд. С точки зрения компании - распродажа и рациональный шоппинг одинаковы. Это стремление слить остатки и сохранить денежные потоки - так можно выжить. Но для потребителя это разные вещи. "Казаться, а не быть" - уже проходит. Для большинства это просто не по карману. Поэтому нам нужна новая идея. Осмысленные покупки.

Looks like умер. Да здравствует smart shopping!
Tags: маркетинг, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments