Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Самое-самое важное в бизнесе

Кто важнее? Управленец или финансист? Бухгалтер или маркетолог? Закупщик или продажник? Есть такой грешок у наших (всех без исключения) профильных изданий - тянуть одеяло на себя. Почитаешь "Финанс" - без финансиста никуда. Почитаешь "Маркетинг Про" - так маркетинг - это панацея. (С чем, как Вы понимаете, мой читатель, я никак не могу не согласиться). А если почитать "Бухгалтерский учет"...

Так вот. На мой, хоть и кривоватый, но собственный взгляд - это все полнейший бред.

Для бизнеса важны все? Безусловно. Но кто же все-таки важнее? Попробуем разобраться. Я для себя поделил процессы на два типа - формирующие ценность и обслуживающие. Звучит банально, а значит просто. Учет, закупки, эйчар, финансы - процессы чистой воды обслуживающие. Производство, продажи и коммуникации - процессы, формирующие ценность. Казалось бы все просто. А маркетинг? А маркетинг - это вообще не процесс, а подход к ведению бизнеса. Поэтому он одновременно и там и там. Забыли еще один процесс - инновационный (он же R&D - исследования и развитие). По-хорошему - это часть маркетинга, но на практике его выделяют в отдельное направление. В России - как правило независимое (и от формирования ценности и от обслуживания). А ведь он самый главный. Единственное, что формирует ценность - это инновации. Больше нет ничего. Исходную информацию для этого процесса поставляет как-бы маркетинг (это и есть управляющая бизнесом идеология), реализуется инновация через обслуживающие процессы...

Вот только проблема в том, как это реализуется. Обычно, особенно в новом инвестиционном проекте, группа товарищей работает над планированием нового бизнеса: финансисты считают кеш-фло, маркетологи расходы на маркетинг, инженеры - на строительство и оборудование, технологи - на производсво продуктов. Потом все сводится опять к финансистам, подытоживающим бизнес план. Сделали, получили деньги, построили - не работает. Точнее - может и продается, но результата нет. Почему? Забыли про R&D? Вроде нет...

Самая большая проблема в российском бизнесе описана еще в баснях Крылова... про лебедя рака и щуку. "Как Вы ребята не садитесь, Вы в музыканты не годитесь". (Шутка). Проблема в том, что внутри группы всегда начинается перетягивание одеяла на себя (спор кто важнее) ибо не соблюдается одно простое правило - правило доненсения ценности до потребителя. (Вот, скажете, не в тему прилепил)...

Как правило, после того как идея бизнеса родилась, УТП сформулировано, сегмент обнаружен и расчеты начались, и возникают проблемы. Хотя, для российской действительности это уже большой прорыв... с ужасом для себя наблюдаю как в двух крупных инвестиционных проектах формируется такая идея и УТП ("а давайте откроем/построим... а потом посмотрим что с этим делать - московские и крупные питерские инвесторы). Проблемы очень простые - с донесением ценностей до конечного потребителя. Ибо все, что сделано после формулирования идеи - компромиссные решения. Т.е. ровно такие, которые в конце пути позволят получить продукт "как-у-всех" с надуманной ценностью, разносимой бездоказательной рекламой. Быть может ценность и существует в продукте, который только только появился (т.е. произвелся). Но в пути от производителя ценности к его потребителю в большинстве случаев она если не полностью пропадает, то изрядно уменьшается. Именно поэтому многие продукты кажутся нам неоправданно дорогими при их сомнительной ценности. Производитель вкладывал в нее другой смысл, но "не успел донести"...

И здесь давайте вернемся к вопросу о том, кто же главнее. Донесение ценности - задача, которую не решить при помощи "формирующих ценность" процессов. А лишь через обслуживающие, причем - все вместе. И какая связь между финансами, например, качеством продукта? Не поверите - во многих случаях очень явная.

Вот простой пример (я уже упоминал про "бройлерный проект" в предыдущих постах). Для обеспечения одинаковости стада (производитель решил продавать штучный (!) продукт из куриной разделки, а значит вес порций должен быть максимально идентичен), необходимы одинаковые условия кормления. Что необходимо для этого? Как выяснилось - годовой запас зерна, потому как никакое хранилище кроме собственного не может обеспечить правильное хранение и не гарантирует, что питательная ценность одной партии не будет отличаться от другой. Если я не ошибаюсь - годовой запас, приобретаемый раз в год - это "лишние" 140 млн. руб., которые нужны единоверменно. Для небольшого бизнеса это весьма ощутимые денежные ресурсы, сформировать которые должен... финансист еще на стадии разработки проекта... И таких примеров - масса. И это - "обслуживающий" процесс. Казалось бы. А ведь влияет напрямую на качество продукта и его ценность.

Но, к сожалению, таких примеров не много. Боюсь, что вообще - мало. Ведь, как я и писал раньше, все после идеи - это компромиссы. Потому как никто не выстраивает идеологию, не каскадирует ее на все без исключения процессы внутри компании - и на формирующие и на обслуживающие. Только так можно донести ценность, декларируемую производителем, до конечного потребителя в том же виде, не потеряв на дороге.

Итак, давайте вернемся к тому, что же является самым главным в бизнесе? "Маркетинг и инновации - единственное что может быть важным в бизнесе" говорил (в моем вольном пересказе) Питер Друкер. И он прав, но на мой взгляд от части. В бизнесе маркетинг и инновации являются лишь базисом, предметом донесения до конечного потребителя, который так легко потерять в пути. А не потерять его возможно лишь при соблюдении множества условий, на которых наш русский бизненс не обращает внимания и называет словом "мелочи".

А ведь Бог в мелочах. И именно таких мелочей не хватает, и именно из таких мелочей состоит успешный бизнес.
 
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments