slavinsky

Categories:

Назад в будущее. Стратегии деградации роста

Не так давно я писал про degrowth - стратегию сокращения или деградации роста, пути реализации которой ищут совершенно разные компании по разным причинам - социальным и экологическим. Пропагандируя вдумчивое потребление и отказываясь от модели планируемого устаревания.

Одна из них – это стратегия установления стандартов. Когда несколько компаний на рынке объединяются или появляется идеологический лидер отрасли, меняющий рынок. "Антирост", поддерживаемый крупными игроками, меняет модель потребления и, одновременно, требования к продуктам. Это дорого и долго, но с этим экспериментируют многие бизнесы: от стартапов, оптимизирующих оборот пластиковых и бумажных стаканов до игроков размера Wallmart или H&M.

Следующий путь или шаг - это изменение цепочки создания ценности (value chain), связанные с утилизацией или второй жизнью продуктов. Здесь компании не оставляют попыток создать модульные системы на манер Lego, которые не вынуждают менять вас целую систему, а лишь её компоненты. В этом отношении формат "один корпус - две-три жизни" прекрасно подходит для той же компьютерной техники.

Но на это есть третья стратегия - бриколаж или вторая жизнь старых вещей, где фокус компании переходит от создания нового к "оживлению старого". Яркий пример работающей модели - это Singer Vehicle Design, которые ищут старые Porsche 911 и создают на их базе новые автомобили. Но это люксовый сегмент с ценой такого авто около 350 000 евро. Но, как мы знаем, большинство инноваций из люкса спускается вниз. Так что можно ожидать появление не просто отреставрированных автомобилей, но и тех же электрифицированных - причём не "ретро-классики", а вполне себе повседневных моделей. 

Фактически, все три направления тесно переплетены между собой и подразумевают, что при сокращении потребления компании сдвигают свои компетенции из сферы производства в сферу реновации и сервиса, продлевающего ресурс старых вещей. Для подобных задач спрос уже готов, хотя пока не в массовом, а только в люксовом сегменте. 

С автомобилями делают то, что делали всегда с домами - уже сейчас. И не на уровне энтузиастов или реставрационных мастерских - Jaguar, Land Rover и Mercedes-Benz поставили этот бизнес на поток. Осталось лишь упростить модель и сделать её чуть доступнее.

Так что, визионерский и кинематографичный ретрофутуризм перестаёт выглядеть как атрибут фантастического фильма. Может быть это тоже самоисполняющееся пророчество?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded