slavinsky

Эвристическая ценность или почему малый бизнес остаётся малым

Особенность малого бизнеса и его мышления (и, далее, того, что при всём желании у него не получается выйти за рамки своего размера) в том, что все "мыслительные упражнения" сконцентрированы лишь на поиске готовой практической пользы. А всё, что касается прогнозирования или идеологии - поднимается на смех.

Сейчас в ленте такие встречаются всё реже, но одно время было нормой написать что-то в духе "вы вот пишете какие-то вещи непонятные, а нам надо искать новые способы деньги зарабатывать". Традиционная история про рыбу вместо удочки.

Если это нельзя конвертировать в деньги – знания бесполезны. Но сколько советов о том, как поднять продажи, увеличить прибыль и т.п. нас окружают? Редкий консультант, автор или преподаватель не упомянет про рост прибыли и продаж. Но, как видно, "практические знания" не сильно-то и помогают.

Потому как помогает не шаблон, а собственный навык. Тот, который надо развивать. А это уже совсем другая история, для которой полезны инструменты и подходы, обладающие эвристической ценностью – т.е. помогает стимулировать процесс поиска новых идей, а не даёт готовое решение. (Прямо как большинство моих удачных постов за последние 12 лет)

Инструменты систематизации, декомпозиции, структурирования и анализа – чем они проще и доступнее, тем меньше в ней подобной ценности. Чем больше они предполагают не-рутинной работы, тем больше стимулируют к выработке нужных навыков.

Например, сценарное планирование. Как и любое другое прогнозирование или попытка предсказать будущее (которая выводит из себя серьмяжных предпринимателей, считающих это невозможным) – это не пустые разговоры о том, как и что будет. Это прежде всего развитие навыка осознанности, которую сравнивают с "бытовой" медитацией: погружением в себя, конкурентную среду и связи с целью найти еще один возможный путь развития потребителей, рынка и самого себя. 

Процесс, предполагающий создание многообразия правдоподобных сценариев, это и есть процесс формирования навыка создания новых идей, с которыми проблемы у большинства. "Что бы такое еще придумать, чтобы (заработать)?" - вопрос, который мучает. Но он не про способ, а про продукт и возможность. И занимаясь предсказанием будущего мы повышаем свою осознанность в настоящем. Которая и приводит к независимому мышлению. Независимому от конкурентной среды. А далее - свой путь вместо "такоеженожешевле".

Эвристичесую ценность (heuristic value) очень сложно увидеть за рамками мышления, которое мы считаем прагматичным. За рамками поиска инструментов для применения здесь и сейчас. Но нужно понимать, что поиск подобной ценности, помогающей становится компетентнее в вопросах развития – это чуть ли не единственное, что помогает выживать бизнесу. И "что будет дальше?" - это не вопрос, требующий конкретного ответа. Это тренажёр для повышения качества принятия сегодняшних решений.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded