slavinsky

Category:

Экосистемная стратегия

Проблемы Uber и фиаско WeWork - это результат непродуманной "экосистемной стратегии", которую так стремятся реализовать многие компании. И на те же грабли наступит и Яндекс, и Сбер, и Мейл.Ру в ближейшее время. 

Постороение экосистем - штука модная и желанная, но рассмативают её лишь через призму создания дополнительной потребительской ценности. Но теперь к предположениям добавляют факты - долгосрочные попытки выстроить экосистемы и результаты этих попыток. А результаты - не всегда радуют, хотя "череда впечатляющих успехов и провалов", как пишут авторы публикаций на эту тему – еще впереди.

В чём проблема? В том, что бизнес уделяет много внимания задаче вовлечения клиентов-потребителей внутрь экосистемы и концентрируется на росте этого показателя. В то время, когда становится понятным, что успешность экосистемы будет определять не количество клиентов, а ценность, которую добавляет экосистема... поставщикам. Не потребителям.

При этом работа по добавлению ценности для поставщиков куда затратнее, чем работа по вовлечению клиентов: ведь оператор экосистемы вынужден делиться практически всей прибылью, чтобы удержать нужных поставщиков, которые и поддерживают общую ценность экосистемы. Поэтому, например, Uber ищет, как еще можно монетизировать себя (привет, юнит-экономика), WeWork не может свести модель к прибыли а Nike, например, уходит из Amazon. О чём я писал вчера.

Вполне вероятно, что создание экосистем - это процесс, который прежде всего направлен "вокруг но вниз" по цепочке создания ценности. Борьба разворачивается за привлечение поставщиков продукта, а не за потребителя, который просто не может принести достаточно прибыли оператору и не слишком выгоден для участника экосистемы. Тогда в чём смысл? 

Экосистемная стратегия, которую сейчас разрабатывают многие, – это прежде всего трансформация взаимоотношений с поставщиками: не просто допуск их в собственную инфраструктуру, а создание условий и помощь в генерировании большей добавочной ценности их продукта. Т.е. хочешь вовлечь участника - думай, как сделать своих клиентов более выгодными для него. И задача эта не то, чтобы очень сложная. Нет. Она лишь драматически сказывается на доходах, которыми приходится делиться с поставщиками. Особенно на самом старте.

Почему так? Да потому как "рынок экосистем" так же конкурентен, как и другие рынки. А отрасль развивается по тем же законам, что и иные. И пока основная борьба происходит лишь на первой стадии развития рынка. Но мы уже на той границе, где количество превращается в качество. И надо быть готовыми к переходу.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded