slavinsky

Верить или доверять?

Многие психологи называют доверие фундоментальной психологической предпосылкой всей жизни. Т.е. без доверия к себе, людям и окружающему миру невозможно стать полноценной здоровой личностью. Просто потому, что при отсутствии доверия мы не полагаемся на чужое мнение, да и на своё, похоже, тоже. Что усложняет жизнь и приводит к психозам и т.п.

Точно так же, не доверяя компаниям, мы переводим процесс выбора из эмоционального в мыслительный, что существенно процесс усложняет, особенно в рамках дефицита времени. Отсюда порой феноменальный успех компаний, которые сначала расположили к себе, а потом стали предлагать свой продукт. Мы не нашли повода им не доверять и пока они не нарушили этот хрупкий баланс, их бизнес растёт. Ведь загадка успеха "Додо" не во вкусной пицце, а "ВкусВилла" – не в каких-то особых продуктах. Вполне возможно (хоть и будет упрощением) упаковать всё в феномен доверия на рынке, где оно в дефиците.

Но помимо доверия есть еще и вера. Граница проходит очень чётко: доверяют благодаря чему-либо, а верят - вопреки чему-то. Т.е. вопреки фактам, логике или сравнениям. Доверие можно разрушить, веру - очень сложно. Поэтому с одной стороны все компании стремятся превратить покупателей в фанатов, а "верующие" потребители пытаются обвинить тех, кто не сделал схожий выбор в фанатизме. Кстати, верить можно не только во что-то, но и против чего-то. (Убежденные противники Apple или Tesla тому наглядный пример).

Проблема же в том, что в отличии от доверия вера - опасна. Потому как у компании, где бизнес построен на вере, а не на доверии, очень быстро благодаря фанатам стирается "граница адекватности" в оценке собственного продукта. И очень часто яркие звёзды, хорошо вложившиеся в веру, а не доверие, быстро затухают. Но те, кто умеют преодолевать подобные искушения и остаются в "доверительном" отношении с потребителем, не забывая доказывать то, что им можно доверять – выигрывают на долгой дистанции. 

Даже если доказательств никто не требует, они выступают "маркерами актуальности" не только бизнеса, но и продукта. И нужны они даже просто потому, что на каждого "верующего" найдется и агрессивный отступник, стремящийся доказать свою правоту. И если подобная позиция станет популярной - она утопит бизнес. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded