slavinsky

Маркетинг-микс против 4P. Вторая часть концепции, о которой вы не знали ранее.

Концепция marketing mix не ограничивается лишь элементами маркетинга. Совершенно справедливо, что для каждой компании вес каждого из элментов будет разным. Так же как и внимание и выделяемый ресурс. Поэтому помимо самих элементов автор (Нил Борден) определял еще и второй, помимо создания самих элементов, блок работ, который определяет прибыльность маркетинговой деятельности – т.е. успешность продукта.

Он представлял marketing mix не как список, а как двумерную матрицу или таблицу, где на одной оси — элементы маркетинга, а на другой оси marketing forces, т.е. виды маркетингового воздействия, силой которого можно управлять (снижать или увеличивать) через использование элементов маркетинговой программы, описанной в предыдущем посте.

Т.о. в соответствии с концепцией Нила Бордена «маркетинг-микс» состоит из:

1. Списка элементов, составляющих маркетинговую программу (см. предыдущий пост). Можно назвать их для простоты понимания в данном контексте более актуально – инструментами.

2. Списка сил,  которые влияют на маркетинговую программу и которые должен усмирить менеджер по маркетингу при помощи комбинирования различных инструментов маркетинговой программы в поисках успешного решения.

Итак, весь маркетинг-микс состоит комплексно из элементов и сил. Первые мы разобрали в предыдущем посте, давайте разбираться с силами, которые нам необходимо учитывать и либо что-то противопоставлять им, либо усиливать их воздействие при помощи наших «маркетинговых ингредиентов».

Что же за силы, которые влияют на структуру нашего маркетинга и в соответствии с которой мы определяем значимость тех или иных элементов/инструментов? Здесь можно найти интересного, хоть и знакомого. (Того, что через 15 лет Майкл Портер обобщит в своих «пяти конкурентных силах»). 

Силы разделены по четырём группам:

1. Поведение покупателей при покупке

  • мотивация при покупке
  • привычки, связанные с процессом покупки
  • жизненные привычки
  • окружающая среда (настоящее и будущее, которое влияет на отношение потребителей к самим продуктам и процессу их использования)

2. Поведение торговли и их поведение

  • их мотивация
  • их структура, методы работы, отношение с поставщиками
  • тенденции, предвещающие изменения в их бизнесе

3. Положение и поведение участников рынка

  • влияние на структуру отрасли и отношение фирмы к отрасли
  • размер, сила и степень концентрации конкурентов
  • размеры и сила непрямой конкуренции
  • отношение предложения к спросу (дефицит/профицит)
  • разнообразие выбора по качеству, сервису и цене
  • доля конкурененции на основе цены по сравнению с неценовой конкуренцией
  • мотивация и отношение конкурентов к игрокам — их возможная реакция
  • технологические и социальные тенденции

4. Поведение государства и контроль над маркетингом

  • правила ценообразование
  • положения о конкуренции
  • положения о рекламе

Возможно, вы немного удивлены — ведь это всё, фактически, конкурентный анализ исходя из работ Портера. Плагиат был или нет, не суть важно. Концепции сейчас более 65 лет, а понимание её появилось еще в 1942-м. Суть же в том — что это всё актуально. Актуально с точки зрения запуска нового продукта.

Матрица с 12 пунктами по одной оси и четырьмя по другой — это 48 рабочих блоков, каждый из которых по сути не просто должен быть заполнен чем-то, а для каждого стоит сделать отдельное обоснование вместе с расчётом, пусть и условным, ресурса, который необходим — временного и финансового.

Сложно ли это? На самом деле не так, как кажется. Но это масштабная работа, которую сложно проделывать лишь с вашим первым продуктом. Дальше нам всё же нужна не работа с чистого листа, а скорее работа по адаптации и внесению изменений. 

Да, это дольше и куда масштабнее, чем делать mpv вместе с касдевом. Но подобный подход используется даже несмотря на то, что он не такой гибкий и быстрый – в конце концов пока одни делают (проверяют и отбрасывают гипотезы), другие могут думать. В итоге что денег, что времени уйдёт приблизительно одинаково. Но при каком подходе в итоге останется больше понимания перспектив и больше глубоких знаний о рынке?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded