slavinsky

Привычка ошибаться

Как-то совершенно незаметно прошло три года с момента переезда. За это время изменилось очень многое, как мне кажется: в мировоззрении, в восприятии, в развитии. В понимании как можно сделать хорошо и что при этом важно, а что – нет. Другая среда, другой контекст, другие референсы. Хотя, наверное, это везде так. 

При этом я боялся, что после переезда потеряется "российский контекст". Т.е. будет не понятно, что происходит на рынке, что с трендами, в какую сторону идёт развитие. И, как оказалось, напрасно. Каждый визит в Россию теперь превращается в сбор информации и незаметные при погружении в контекст изменения кажутся явными, если, грубо говоря, посещать магазины не каждый день, а раз в два месяца. По ходу фиксируя для себя новое и любопытное. 

Конечно, наверняка часть контекста теряется. Но для моей работы это только на пользу. Меньше отталкиваешься от существующей среды. Конечно, для кого-то это скорее недостаток, но если учесть, что к нам обращаются с запросом "хотим иначе" и "хотим не так, как сейчас" – то положительных моментов становится больше. Особенно, если брать среду, в которой дизайн возведён в такой же культ, как и честность. Но интересно наблюдать не только за результатом, но и за процессом.

Неудачных решений на финском рынке появляется достаточно. Но они все исправляются. И в этом, на мой взгляд, большой плюс. "Окей, мы сделали не очень, давайте всё переделаем" – это нормальная практика, начиная от дорожных работ и заканчивая упаковками новых продуктов, которые за полгода могут радикально измениться три раза. Почему? Потому как компания ищет, не стараясь выдать сразу идеальное решение.

Речь не об mvp, речь о продуктах, в которых производитель постоянно видит потенциал для улучшения. И меняет их постоянно для того, чтобы добиться лучшего результата. Это дорого, это вызывает много сложностей, но при этом, проходя через много итераций, получается продукт, который занимает место на полке надолго. Или интерьер, который прослужит двадцать лет. Или еще что-нибудь. 

А различие в том, что локальные компании не держатся за прошлое. Хранят традиции - безусловно. Но переделывают то, что сделали не так – сразу. Это штатная ситуация.  В отличии от российского рынка, где "ну мы только в прошлом году сделали (ремонт, ребрендинг)" – является достаточно веским аргументом для того, чтобы не доводить работу до конца. И проблема, как мне кажется, не в ресурсе, необходимом на это.

Проблема в отношении к ошибке. "Сделать и переделать. А потом еще переделать" – это признать то, что ты ошибся. Да еще и несколько раз. На это способны и многие из знакомых мне предпринимателей в России. Но их – единицы. В целом, с точки зрения культуры бизнеса, права на ошибку у российского менеджера или сотрудника компании – нет. А руководитель вообще никогда не ошибается. Вот и получается, что не ошибается никто. А правильный результат при этом почему-то не достигается.

Но бизнес состоит из ошибок. Из большого количества не слишком или недостаточно удачных попыток. Потому как всё, что не приводит к максимальному результату, является упущенной возможностью. А значит – ошибкой. И если вы постоянно правы, ваши сотрудники и контрагенты правы, и все решения правильные – то, видимо, что-то идёт не так. Ну или про вас уже написал Forbes, совершенно бесплатно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded