slavinsky

Categories:

Шеринг-экономика. Экономический миф, который не выгодно рассеивать никому

Ни Адам Смит, ни Карл Маркс, ни Джон Кейнс никогда не писал об этом хорошо известном им "экономическом чуде". Про него молчали Самуэльсон и Фридман, не говорил Леонтьев, не писал ни Друкер, ни Портер. От экономистов до специалистов по управлению и стратегии – все знали о подобном явлении, но не придавали ему большого значения. Даже появление Интернет и доткомов не изменило расклад. Но как только на информационный трон залезли те, кого мы называем "миллениалы" – появилась потребительская панацея – шеринг–экономика.

О том, что это миф и абсолютно синтетическая конструкция, не связанная с экономикой, а связанная с преодолением психологических барьеров – пишут постоянно на протяжении пятнадцати лет. И что? О вреде курения тоже пишут и даже борятся. О вреде наркотиков, алкоголя, пластика или глютена с лактозой – тоже пишут. Но если нам эта информация не нравится - мы её отвергаем. Потому как нам удобнее жить без неё. Так и в случае с sharing economy - куда приятнее осознавать себя продвинутым потребителем, чем несостоятельным.

До понятия "шеринг" использовались и термины "кооперация" (совместное управление) и "коллаборация" (совместный труд) и communal, созвучный с хорошо известными "коммунальными квартирами". Ими оперировали экономисты и даже экономические географы, но они были не слишком популярными. Точнее - не модными. А шеринг стал модным.

Пик пришелся на 2012-2013-й год, когда планы по шерингу были практически у всех. Строились шеринг-дома, продавались шеринг-автомобили. Единственная проблема была в том, что в развитую экономику шеринг так и не пробился. Я хорошо помню Берлин, увешанный рекламой новой Audi A5, кажется, которую предлагали купить вскладчину с соседом. И даже каршеринг, с которого началась история в 2002-м (Zipcar) так и не смог обрести популярность, на которую рассчитывали основатели.

Проблема в том, что шеринг как экономическая концепция не может обслуживать рыночные сегменты, в которых распространяются продукты личного потребления. Шеринг куртки или пакета с молоком - представить сложно. Но в каждой экономике рынок личного потребления - разного размера. Да, в него сложно включить яхту, самолет и виллу на далёких островах, которые можно отдавать в управление, что и используется уже сотни лет. Но далее - чем недоступнее для вас благо, тем интереснее шеринг. Вот только проблема в том, что подобных благ не так и много.

В России - это новый автомобиль. Хочу подчеркнуть слово "новый". А вот убитый шерингом трехлетний кореец – это доступный автомобиль, потому как его можно сравнивать с альтернативой, которую можешь позволить себе в кредит. Тогда, когда новый автомобиль остаётся недостижимой мечтой даже для тех, кто в 2014-м думал не взять ли А6 вместо А4. Но красивая "шеринг-история" делает замечательную вещь – она избавляет вас от стыда. Я мог бы, но зачем? Ведь есть шеринг.

И это еще один нюанс, связанный с привлекательностью «шеринг-экономики». Она прекрасно работает там, где демонстративное потребление входит в общественно-одобряемый стандарт поведения. Т.е. там, где есть почва для этого самого стыда, упомянутого выше. Там где мнение незнакомых людей важно, там где не судят ни по чему кроме одёжки. И шеринг здесь выполняет с одной стороны роль «уравнителя», а с другой – помогает при необходимости «поднять статус», прохватив на Порше.

Но при этом, сам по себе каршеринг – это лишь уловка, не атрибут шеринг-экономики, а новая форма проката автомобиля. Поэтому судить о том, на сколько «заходит» в новый мир эта самая sharing economy по развитию проката автомобилей в России – это просто глупо.

Идея шеринг-экономики была в увеличении эффективности использования имеющихся ресурсов. Причём, сама идея не нова – все эти действия вы проделываете с деньгами: излишки инвестируете, недостаток — компенсируете, заплатив за пользование им. Бигдата и цифровые технологии стали позволять вести учёт не только деньгами, но и иным неиспользуемым излишкам:  тот же Zipcar резонно замечает, что 95% времени ваш автомобиль стоит без дела. А ваше зимнее пальто висит в шкафу. А ваша бутылка вина лежит в винном шкафу без дела... А еще пока вы на работе – простаивают впустую ваша гостиная и спальня. Это вот про шеринг-экономику. Но с обратной стороны. И обратная её сторона совершенно неприглядна для того потребителя, который владеет хоть чем-то.

Но миф про шеринг-экономику написан не для них. Он как раз для тех, у кого ничего нет. И он, этот миф, на самом деле выполняет отличную функцию. Он даёт возможность социализироваться и чувствовать себя достойно тем, кто лишь начинает собственный жизненный (или карьерный) путь. Т.е. даёт определенный психологический комфорт, что крайне важно. Но никакой речи о свободе быть не может – шеринг-экономика тихо и незаметно, но вводит вас в зависимость от бизнеса и его продукта куда более сильную, чем финансовые инструменты (да, кредит и лизинг). Потому как в результате использования инструментов финансового рынка вы получаете актив, а в случае с «экономикой аренды» – вы остаётесь ни с чем. В этом интерес продвижения «шеринг-экономики» бизнесом – ваше потребление становится предсказуемым, даже несмотря на кажущуюся легкость перехода.

И легенда про то, что вы вместо покупки можете получать процентный доход на инвестированный капитал хороша, когда этот капитал есть. (Тогда и пользуйтесь). Но ведь в подавляющем большинстве случаев мы не кладём неизрасходованные средства в банк, а рассказываем всем что положили. И опять возвращаемся к «показательному потребелению», которое обслуживает шеринг-экономика: кооперация или аренда, обросшая легендами.

Глобального тренда, когда шеринг-экономика взорвёт мир, ждут уже с конца прошлого века. Но его нет: люди предпочитают покупать в собственность дома и автомобили, а вот вещи малозначимые – ну и чёрт с ними. Самокат можно и арендовать на 15 минут. Но как только речь заходит даже о малейшем шансе получить удовольствие от факта обладания – миф рассеивается. Проблема лишь в том, что аудитория эта слишком узка по сравнению с теми, кому миф выгоден.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded