Categories:

Незримые инновации, которые вы можете себе позволить

Мы много внимания уделяем инновациям. Но все инновации чаще всего упираются в нашем восприятии в “зримые” продукты: новые бизнес-модели и товары или услуги, обеспечивающие иной потребительский опыт. Подрывные и прорывные инновации, инкрементальные инновации, категорийное репозицинирование и даже яркая инновационная культура — всё про видимый (потребителем) результат работы компании.

Но это слишком поверхностный и узкий подход к самому восприятию инноваций. Чтобы чуть расширить свои горизонты, надо лишь подумать о том, какую цель преследует (любая) инновационная деятельность. А ведь всё укладывается в концепцию Друкера, которую раскладывают на составляющие и теоретики (Руус, Пайк, Фернстрем будут здесь самые любопытные и полезные) и матёрые практики типа Bain&Co, конкретизирующие источники инноваций аж до сорока в каждой компании на рынке. Всё просто: инновации — это способ защиты прибыли в долгосрочном периоде. И в связке с маркетингом, обеспечивающим приток новой информации или “инновационных поводов”, мы получаем механизм, помогающий возводить рыночные барьеры и защищать позицию, оставаясь актуальными.

Здесь есть один нюанс. Если посмотреть глубже, что зачем нам защищать позицию и оставаться актуальными? Чтобы поддерживать необходимую норму прибыли. И тут инновационные знания могут быть применимы куда шире, чем кажется на первый взгляд. Ведь если при прочих равных, ваши операционные расходы ниже — вы получаете больше выгоды от вашего бизнеса. А ниже они могут быть благодаря отсутствию системы контроля, например, которая забирает много ресурсов. Но ваш “инновационных подход” заключается в формировании особой культуры бизнеса, не требующей контроля и снижающей в итоге fixed costs. Это тоже инновация? Однозначная. Но скрытая, незримая для потребителя. Малоэффективная? Зависит от стадии развития рынка.

Конечно, мы все мечтаем о взрывном росте и подрывных инновациях на уровне радикально новой бизнес-модели, которая обеспечит полный передел рынка. Но подобные случаи становятся предметом для изучения и написания бизнес-книг, красивыми историями, щедро сдобренными фантазией автора. Каков шанс, что вы сможете создать подрывную инновацию и поразить весь мир своей прозорливостью? Такой же, как в вас ударит молния… Сравнимый с выигрышем джек-пота в лотерею… Т.е. это скорее случайности. Но их отрицать нельзя.

Только помимо них есть еще весьма впечатляющие количество инновационных решений с меньшей эффективностью, но куда большей вероятностью: и они не только на следующем уровне, уровне продукта. Уровень процессов, уровень культуры и уровень ресурсов — это источники инноваций. Не таких эффективных, но вполне себе прорывных инноваций, дающий существенный толчок бизнесу… Но часто он вовсе не в уникальном продуктовом предложении (это как раз уровень продуктовых инноваций, видимых потребителю). А если его не видно в продукте, то его можно заметить в другой норме прибыльности, в другом уровне расхода ресурсов. Если на производство табурета, стоящего 500 рублей вы тратите 10 часов, а я 10 минут — не будет ли это атрибутом инновационной компании? Вполне.

Приятно, очень приятно фокусироваться на подрывных инновациях и создании новых продуктов и опытов для клиента. Во-первых, это очень модно. Во-вторых, — это наглядно. А то, что это маловероятно — не останавливает. Уж слишком велико искушение. Но при этом, оставаясь банальным на вид и конкурируя на уровне дополнительных преимуществ, порой даже переходя в ценовую конкуренцию (например на новых рынках), можно быть по-настоящему инновационной компанией. Только изнутри, а не снаружи. И этот путь более вероятен.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded