slavinsky

Вторая волна проактивного бизнеса

Мы весьма регулярно дискутируем с коллегами по поводу значения прошлого опыта в принятии решений о будущем. Если простыми словами: то надо ли исследовать прошлый потребительский опыт для того, чтобы понять, куда двигаться дальше. Мнения разделяются - позиции "надо изучать потребителей" и "не надо изучать потребителей" имеют достаточно аргументов и контраргументов. Но проблема, как мне кажется, чуть глубже.

Ведь всё упирается в ответ на простой вопрос: "где мы ищем новые идеи?" И значение уже сложившейся аудитории у компании в случае с российским бизнесом – крайне велико. 

Исторически, компании делегируют своё развитие потребителям и конкурентам: спрашивают что сделать у первых, и подсматривают что получилось у вторых. В этой парадигме самостоятельно принять решение, связанное с дальнейшим развитием компании очень трудно. Почему? Потому как этого никогда не делали раньше. Потому как компания, фактически, училась у рынка и конкурентов, как создавать свой продукт. Кто-то учился у "западных партнёров", кто-то мимикрировал под своих, кто-то удешевлял, кто-то импортировал и продавал...

И подобные ситуации типичны даже сейчас. Более того, они еще и релевантны рынку. Т.ч. ничего зазорного в них пока нет. Но процесс миграции компетенций и поиска новой стоимости/ценности - ведёт компанию в другое состояние. Ту, конечно, что заинтересована в развитии.

От реактивного подхода на привнесённые инновации компании переходят к проактивному подходу - сначала формированию культуры их создания, а потом и самой генерации. Простыми словами, научившись у рынка потребителей и конкурентов, они начинают создавать собственный продукт, никак не связанный с потребительскими предпочтениями. Ровно так же, и в консалтинге компании переходят от чужих инструментов к своим, и в пирогах от заимствованных рецептов к собственным, "фирменным". Т.е. идеи мы начинаем искать не снаружи, а внутри.

И в этот момент и сдвигается та самая парадигма, в которой мнение потребителя и его опыт доминирует над пониманием как делать правильно внутри компании. И компания начинает не следовать пристрастиям клиентов, а формировать их, занимая позицию учителя-эксперта, а не играя обслуживающую роль.

Если копнуть глубже, то это может быть одним из базисов миграции сервисной экономики в образовательную, но об этом как-нибудь потом. А сейчас про более простые вещи - тот же customer development, который становится из пустышки реальным рабочим инструментом лишь тогда, когда за компанией закрепляется имидж авторитета и эксперта.

В этой ситуации, когда ты способен предложить уникальную экспертизу и клиенты приходят к тебе учиться, а не обслуживаться - и меняется переосмысление их роли. И их опыт перестаёт быть предметом изучения, только в виде контрольной проверки. Как в школе, когда ученики сначала получают знания, а потом мы проверяем, на сколько они хорошо закрепились. Но со школой понятно. А надо ли это бизнесу?

Но самое любопытное, что таких бизнесов в России появляется всё больше и больше. Первая небольшая волна - тех, кто созданы в середине 90-х, уже сформировалась, но подошла вторая волна - тех, чей опыт перевалил за 10-15 лет. И она куда выше.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded