Categories:

От стула до настроения: корпоративная культура, которая работает на нас.

Корпоративную культуру все упоминаю в контексте того, что она питается стратегиями. Но она далеко не такая привередливая: в пищу корпоративной культуре сгодится всё: не только стратегия, но и тактика, отношения с клиентами и поставщиками, продукты, коммуникации и прочее, прочее, прочее.

При этом если от упоминания стратегии малый и средний бизнес начинает потряхивать, то при слове «культура» он начинает биться в конвульсиях: кто-то от смеха, кто-то от возмущения. И делают это, безусловно, напрасно. Формирование культуры (ведения бизнеса) в рамках небольшого бизнеса куда более важно, например, чем наличие сформулированной стратегии. И если последняя кажется роскошью в условиях непредсказуемости, то формирование внутренней культуры даёт эффект в реальном времени и осязаемый.

Я об этом говорю на основании трехлетнего опыта, в рамках которого существенной трансформации подверглись многие бизнесы — через новые продукты, через брендинг, через стратегию, но мы всегда выходили на формирование особой атмосферы внутри компании, отношений, которых раньше не было или они рассматривались иначе. Проблема же в том, что понятие «корпоративной культуры» слишком усложнено, поэтому и отпугивает (даже названием). Поэтому приходится делать то, что и обычно: брать камень и отсекать всё лишнее. Все образовательные наросты, оставляя суть. А её можно выразить очень просто.

Вспомните передачу «Квартирный вопрос». Ремонт одной комнаты, вывод её на новый интерьерный уровень, чаще всего сподвигал хозяев квартиры на дальнейшие эксперименты — на подтягивание всего интерьера к новому стандарту, заданному профессионалами. Менялся интерьер — менялись и взаимоотношения. Ведь на нас окружающая среда влияет куда больше, чем мы думаем, и порой избавиться от конфликтов в коллективе можно путём замены мебели (не шутка). А меняютются взаимоотношение — меняется и интерьер. Содержание постоянно взаимодействует с формой, и если контакт налажен, то гармоничное развитие обеспечено – и семье, и интерьеру. Вот подобная связь и пугает чаще всего бизнесменов и предпринимателей: связь стула с настроением.

Но если начать препарировать эту связь, возникает понимание механизма взаимного влияния. Как обычный стул может нас изменить? Нонсенс! Но на самом деле, меняет нас, конечно же, не сам стул, а осмысленность его выбора. Каким должно быть ваше рабочее место, чтобы вы могли получить от него настоящее удовольствие? Начиная задумываться над этим вопросом вы запускаете в своей корпоративной голове огромное количество процессов. Самый главный из них – это «процесс устранения диссонансов», как я его обозначил (авторство вероятнее всего не моё). Конечно, катализатором этого процесса может быть вовсе не стул: новый продукт, новая айдентика, новый опыт... Я лишь пытаюсь показать наглядно.

Начиная с осмысленного изменения внешних атрибутов, новой упаковки, новой мебели или ремонта офиса, не суть, мы невольно углубляемся в нюансы выбора. Как только мы начинаем обращать внимание на детали, мы, фактически, начинаем получать образование в этих вопросах. Понимаем, что самый удобный офисный стул Aeron мы пока еще не можем позволить всем сотрудникам, но менее ультимативные – вполне. Но мы в любом случае получаем себе представление о том, что хорошо, а что плохо... Сложно? Вот пример утилитарнее.

Вникая в рамках процесса работы над упаковкой в то, как работает дизайн, выискивая лучшие образцы и практики (не передоверяя это агентствам), мы получаем не только представление о рыночном разнообразии, но еще и учимся. Создаём перспективное видение. Которой, порой, может напугать сотрудников. Вы, как специалист, видите потенциал идеи, а ваши коллеги – нет. И чтобы доказать им вашу правоту – необходимо время и краткий экскурс в историю дизайна упаковки (по крайней мере, показать вдохновляющие примеры). К чему приведёт эта работа? Ваши коллеги станут чуть лучше разбираться в дизайне, а компания получит «прорывную» упаковку. Которая начнёт изнутри подтачивать старый бизнес — прорывная упаковка должна соответствовать прорывной компании с прорывным офисом.

Наверное, я слишком много внимание уделяю интерьеру? Конечно, формирование корпоративной культуры им не ограничивается. Но есть один важный нюанс: это может быть реальной и понятной точкой старта для бизнеса. В это, повторюсь, сложно поверить. Но только подумайте: сотрудники компании чаще всего не ассоциируют себя с продуктом компании, чувствуют свою отдаленность от него. Причина – тот самый диссонанс между красивой коробкой и уникальным продуктом на выходе и столом цвета «вишня» или «бук» в кабинете с персиковыми стенами, потолком «Армстронг» и дешевыми жалюзи на окнах.

Но как только меняется окружение, возникает ощущение сопричастности. Эффект, обратный хорошо знакомому «разбитому окну». В чистом и светлом помещении не хочется мусорить: ни визуально, ни эмоционально. Вы в силах создать себе атмосферу, помогающую сконцентрироваться или расслабиться, успокаивающую или напрягающую. Ту, например, в которой хорошо думается. Когда ты приходишь туда, где тебе приятно находиться, когда ты доволен – меняется процесс принятия решений и их результат. А если еще у вас есть продукт, который явно лучше офисной атмосферы, то подтягивание среды под ценностное предложение даёт вам массу новых продуктовых идей (стимулирует и фокусирует креативность). Что мы получаем в итоге? Больше творчества, меньше стрессов. А с этого и начинается корпоративная культура, работающая в современных российских условиях.

Далее идёт процесс её формирования. Но катализатором создания всегда будет то, что выражено не в миссии и слоганах, а повседневно видимо и осязаемо, слышимо и приятно запахом.




Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded