“Дешевая” стратегия: скупой платит дважды

Мы часто рассуждаем о том, как важен процесс стратегирования и стратегическое мышление в принципе. Пока оставив за рамками поста аудиторию (для какого типа бизнесменов это мышление в принципе важно), давайте подумаем о том, что представляет собой это умение.

Думать на перспективу? Проводить глобальные изменения маленькими доступными шагами? Постоянно меняться не теряя фокуса? Да, всё так. Но есть один очень важный момент, как мне кажется, который определяет успех процесса стратегирования и само качество стратегического мышления.

В чём отличие хорошей стратегической идеи от плохой? Хорошая идея учитывает будущую конъюнктуру рынка, будущую среду. В идее плохого качества мы думаем о потребителе, идея высокого качества включает в себя мысли и о конкурентах. На этом, кстати, “горит” большинство стратегов:

Что будет с нашим бизнесом через десять лет? Мы станем сообществом, платформой, экосистемой и т.п. Это прекрасная идея. Но что сделают наши конкуренты? А что сделают новые игроки, которые войдут за эти десять лет в отрасль или на рынок?

Проблема “дешевой стратегии” в том, что она создаётся в статике. Придумали будущую картину и всё. Красиво. Заманчиво. Интригующе, реализуемо. Но что если у ваших конкурентов нарисована такая же картина? А если у них еще и финансовый ресурс больше?

Стратегическое мышление — это навык работы в динамической среде. Там, где меняетесь не только вы, но и ваши конкуренты, стремящиеся превзойти вас. Они думают, они собираются действовать. Вполне возможно, они готовы не отвечать на ваши ходы, а делать свои. Да еще и раньше вас. И предусмотреть подобные ситуации — и есть суть стратегирования. Суть применения стратегического мышления.

Что для этого нужно? Глубокий конкурентный анализ, не статический, а динамический. И эмпатия. Только не эмпатия по отношению к потребителю, которую пытаются культивировать в себе маркетологи (и что в принципе не получается, ибо поздно). Эта эмпатия — эмпатия по отношению к конкурентам. Способность понять их логику, их мышление.

Конечно, первый рефлекс — он про то, что они вообще не думают. “В нашей отрасли / на нашем рынке никто даже на год не думает, не то чтобы на десять” — такое высказывание можно встретить очень часто. И это как раз проявление отсутствия эмпатии. Конкуренты не хотят работать на этом рынке? Конкуренты хотят уйти, освободить вам место? Не думаю. Даже если и так, то за выходящим сразу последует входящий новичок, который увидел возможность и свободное место…

А что если ваши конкуренты просто хорошо скрывают план, но действуют по нему? Ведь такое тоже бывает.

“Подвижный в подвижном” — это не только про “Наутилус” Жюля Верна. Это про развивающуюся, пусть порой и непредсказуемо, деловую среду. Но непредсказуемость существует лишь в короткой перспективе. Расширьте горизонт планирования, и все скачки спроса и предложения, государственных инициатив, влияние внешних факторов — всё сгладится. Но останется конкурентная среда. Те, кто тоже думает как выжить. И, может быть, думают об этом больше чем вы и лучше чем вы? Развивают стратегическое мышление.

Да, чтобы создавать стратегию с оглядкой на будущую среду с целью превзойти соперника, который пытается превзойти вас — необходимо проделать работу куда большую, чем просто нарисовать правдоподобную картину будущего и сценарии её достижения. Требуется больше времени и больше денег. Но именно такой подход приносит результат. Остальные — будут пустыми словами.

Но скупой всегда платит дважды. Сначала за стратегию, потом за навык стратегического мышления.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded