Кайдзен наоборот. Концепция непрерывных ухудшений

Для меня «БУШЕ» всегда был образцом стандарта качества. Не смотря ни на что, компания старалась изо всех сил сохранить вкусовые качества своих продуктов и была (на мой вкус) лучшей на рынке Петербурга в своём сегменте.

Маркером стал «вензель с малиной». С тонким хрустящим краем, огромным количеством ягод и заварным кремом. Я не большой любитель сладкого, но сдерживаться не мог. Визиты в «БУШЕ» становились реже и реже, но каждый раз я радовался, что хоть кто-то в Петербурге «держит марку». Но нет, сдались и они. Любимая выпечка превратилась в жалкое подобие себя двухлетней давности. Можно просто погуглить фотки, чтобы оценить разницу. Теперь процесс «оптимизации» стал явным...


Этого абзаца с сожалениями о былом и типичным вздохом по поводу стремительно снижающегося качества продуктов, очевидного со стороны, не было бы, сделай компания одну простую вещь – поменяй ассортиментную позицию. Назови вензель «денишем», сделай из круглого квадратным – и вопрос отпал бы.

«Какой раньше прекрасный был вензель! Жаль, что его теперь нет, но возьму малиновый дениш» – этого было бы достаточно. Но следуя пути оптимизации компании ухудшают (простите, оптимизируют) качества продукта без изменения его потребительских свойств – и получают разочарованных потребителей. Это происходит, потому как они незаметно для себя перешагивают грань между «всё тот же продукт» и «другой продукт», потому как в процессе постоянных изменений просто не замечают этого. Чуть-чуть упростив, немного добавив более доступного, убавив дорогого...

Это такой «кайдзен наоборот», концепция незначительных, незаметных, но постоянных ухудшений, которая на данный момент является чуть ли не единственной стратегией выживания на рынке с пикирующим вниз спросом. Штука в том, что пикирует в низ спрос в денежном эквиваленте, а так как с падающими доходами падает лишь качество потребления (за чем следят производители), то в целом и изнутри картина выглядит не столь плачевно. Сначала забылись понятия «литр», «двести пятьдесят грамм», «двести грамм» и «один килограмм». Потом к ним добавились одни, другие и третьи ингредиенты... но аккуратно. Ко вкусу привыкают. И если убирать его понемногу (трансформировать, простите), то спрос можно будет сохранить и прибыль поддержать на должном уровне, не повышая цены критично.

Увы, но подобная механика позволяет протянуть, но она обречена. Несмотря на позитивные моменты и даже рост, это лишь бомба замедленного действия, которая сработает при смене тренда на растущий. «Дохлая лошадь тоже сначала расширяется». История экономики, факты и статистика всегда говорят об одном – подобные подходы-маркеры характерны для предтерминальной стадии бизнеса. Т.ч., вполне вероятно, что в среднесрочной перспективе на месте «БУШЕ» появится новый игрок, потому как переломить тренд на подобную оптимизацию внутри компании – крайне сложно.

Негласное правило, которому следуют выжившие – это приоритет стандарта перед прибылью. Не можешь выдержать стандарт – снимай ассортиментную позицию с продажи. Создавай новую, оптимизированную, но не разрушай легенду вокруг популярного продукта высокого качества. Потому как момент, когда хит превращается в УГ компании просматривают со 100%-ной вероятностью. Работает «производственное мышление» и «корпоративная память».

Но слишком велико искушение продолжать зарабатывать на сформировавшемся спросе, подменяя один продукт другим, оптимизированным. Очень сложно заставить себя забить дойную корову и заняться новыми звёздами — для новой экономической реальности.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded