Categories:

Бренды и бизнесы, ориентирующиеся на среду

Вы наверняка сможете упрекнуть меня в излишнем идеализме и в том, что "мир устроен не так", но своими постами я пытаюсь показать, что альтернативная агрессивной рыночная реальность - существует. И "демократия брендов" становится из выдумки реальностью.

О том, что такое "демократия брендов" совсем недавно появился хороший материал на Sostav.ru. Суть в том, что люди доверяют некоторым брендам куда больше, чем политикам. И решение проблемных ситуаций – в том числе. А бренды в свою очередь начинают всё больше и больше смотреть в сторону не потребителя, а его окружения, пытаясь брать на себя социальные функции.

Механизм простой: я с большим удовольствием куплю продукт у компании, которая причесала траву на газоне и поставила детскую площадку, чем у компании, которая эти же деньги потратила на рекламу в медиа. Но бизнес растёт, бюджеты растут и количество проблем, которыми можно заняться брендам – не уменьшается. Особенно на эмерджентных рынках, характерных для России.

Один из любимых примеров бизнеса не ради денег, TOMS, создал прецендент. А по социально-ориентированному бизнесу и social branding написано большое количество работ (я хорошо помню одну из них на защите в ФинЭке пару лет назад, где я был в приёмной комиссии). Понимание этого вопроса есть – другое дело, что нет системного опыта. Зато есть негативный опыт бесплатной раздачи (смутно помню историю с пекарней, бесплатным хлебом и недовольными потребителями).

Подобные модели бизнеса (sustainable business model) описаны уже давно, но именно конкуренция заставляет подобные бизнесы быть всё более и более ориентированными не на потребителя, а на среду вокруг него. Это не добрая воля, не альтруист во главе (как в TOMS), это "невидимая рука рынка", которая уже не раз вынуждала бизнес умерить свои аппетиты.

В России с этим еще не сталкивались, но это видно на чрезвычайно близкой нам американской модели: увидите ли вы роскошные кабинеты топ-менеджеров с приватными гостиными, душевыми и барами? Увидите ли вы череду лимузинов, полагающихся по штату младшим вице-президентам, и парк самолётов, полагающихся тем, кто выше? Нет. И это не только кризис. Это становится социально-неприемлимым с точки зрения имиджа вашего бренда. Если ты народный банк или банк для предпринимателя, забудь про свой "Роллс-Ройс". Это норма. И мы к ней всё равно придём.

Тем не менее, "брендократия", о которой негативно писала Наоми Кляйн еще в середине 90-х, оказалась не таким и злом. Понемногу компании меняют свой фокус. Производители сладкой газировки ищут новые напитки, способные заменить её. Производители сигарет активно избавляются от вреда для здоровья в своих продуктах. И все вместе пытаются компенсировать вред, нанесённый обществу и природе. За это им и платят.

Так же, как и в McDonald's. Ведь с каждой проданной картошки-фри рубль идёт бездомным детям. И это однозначно лучше, чем ничего. За это стоит проголосовать тем самым рублём.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded