Предпринимательские грабли: давайте наступим еще раз

Опыт - это одна из тех категорий, которые делают консультантов востребованными. "А вдруг уже встречались на рынке компании, которые испытывали (и решили) те проблемы, которые есть у нас сейчас?" – с этого вопроса многие бизнесмены начинают поиски. И правильно делают.

А ведь бизнес-ошибки типичны и однообразны (в маркетинге -точно). «Канонические» – соответствующие образцу. Всё крутится вокруг продукта без рынка, покупателей без денег, ассортимента без связанности, развития без фокуса и качества без контроля. Думаю, что уже и мировой опыт не нужен, за двадцать с хвостиком - почти прошел первый цикл консолидации, а ценовая конкуренция подчистила ряды. Процессы продолжаются, но сценарий… для каждой стадии развития компании он один.
 

Те, кто на старте – не видят окна возможностей (или его отсутствия), те, кто в бурном росте - не видит развития на три шага вперед. Те, кто начинают чувствовать избыточность предложения - не готовы к консолидации или специализации, а те, кто уже поделил рынок с парой крупнейших игроков – не могут удержать его, роняя качество продукта. Никаких секретов, всё прозрачно и очевидно.
 

Но мы рассчитываем на «авось», «а вдруг», и «решим по ходу». При этом заранее, при всех известных вводных, при понятном развитии рынка, при максимально вероятном финале – никто ничего делать не хочет и не будет. Лучше позже, впопыхах, с пылающей задницей. Но это поведение совершенно нормально. Разве в годы роста всё было иначе?
 

Делать заранее, создавать резерв будущей прибыли, думать о том, что будет послезавтра или даже через пять лет… это нормально для бизнеса. Но сложно. Поэтом списав всё на политическую неопределенность и рыночную непредсказуемость можно спокойно вздохнуть и продолжать имитировать бизнес, переживая за его развитие. Это личный выбор, для каждого он свой.

И самое главное — чтобы этот выбор не был чужим. Отрицание значимости чужого (привнесенного) опыта, отсутствие доверия, опасения – это всё тоже мелкие детали «предпринимательской смекалки». Но к чему они приводят? Первый эшелон нигилистов сошёл с экономических рельс в 2009-2011. На подходе – второй. Вы точно стремитесь в него попасть?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded