Горизонт практичности, за который мы не заглядываем

Многие рынки сконцентрированы на решении проблем. Мы решаем проблемы маркетинга, брендинга, стратегии, конкуренции… Кучи инструментов созданы для решения разнообразных проблем бизнеса, большое количество специалистов заняты решением этих проблем. Но отдельной когортой стоят другие инструменты и специалисты. Те, которые проблемы не решают, а диагностируют. Либо сочетают две эти функции.

Можно вспомнить много популярных теорий и инструментов, связанных на первый взгляд именно с поиском и диагностикой (тот же ТОС и даже ТРИЗ), но и они всё равно призваны решить задачу или устранить проблему. А что делать, чтобы проблему идентифицировать?

Английский физик и социолог Джон Бернал писал: “Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго — только умение.” И с ним сложно не согласиться. Ведь мы пытаемся найти то, что другие не замечают — а для этого инструменты не придуманы. Лишь только развитое воображение и фантазия позволяют создавать прорывные инновации вместо более быстрых лошадей. Весь остальной инструментарий лишь обслуживает данный процесс, но не стимулирует его.

А парадокс в том, что лишь очень крупный бизнес имеет достаточно ресурсов для того, чтобы пользоваться воображением. Т.е. имеет достаточно ресурсов, чтобы позволить себе заглядывать за горизонт практичности. Бизнес, который всегда почти работает в рамках ограничений должен быть прагматичным и утилитарным. Фантазировать по два часа в месяц по выходным. Но так мы минимизируем свой шанс увидеть проблему, которая лежит в основе.

Вот и получается, что в большинстве случаев мы ищем там, где светло, а не там где потеряли. Т.к. в мире малого и среднего бизнеса развитая фантазия — это путь не в производственно-сервисный бизнес, а в консалтинг, то внутри компаний фокус на решение очевидных проблем всегда доминирует. Да и в консалтинге решение проблем, а не их поиск — это хлеб. Попросту потому как на поиск проблем банально нет спроса. Кто же захочет усложнять себе жизнь?

И получается вполне закономерная штука: если чуть отойти от хайпового инновационного угара, то выяснится, что поиском проблем (т.е. поиском инновационных решений) занимаются крупные компании, а на долю предпринимателей приходится лишь малая толика инноваций. О чём я писал ранее…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded