Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:
  • Mood:

Пара слов в защиту гипертрофированного (русского) потребления

Действительно, перекосы в потреблении, которые могли себе позволить россияне, правдами и неправдами выдумывая рациональные мотивы покупки вещей, которые не могут себе позволить (о чем хорошо написал Алекс Царёв в сообществе big_money) - существуют. И тяжким грузом сейчас ложаться на плечи self-made-people, которые считают, что вырасли за счет своего ума и сообразительности... Во многих случаях это действительно так, но если вспомнить саму экономическую ситуацию в России за последние 10 лет, то рынок персонала рос так же бурно, как и остальные рынки. И ему тоже свойственна то же положение, что и другим отраслям. Оказалось что мы платим огромные деньги за низкое качество... Но это отдельный вопрос. Вернемся к потреблению.


Но не стоит забывать что через это состояние, которое называется "вторичная бедность" прошли и другие нации. На 50-100-200 лет раньше. Да, нувориши тоже не присутствовали всегда. И гипертрофированное потребление, задача которого - продемонстрировать собственный статус тоже было. Особенно заметно оно стало после промышленной революции. Помните пренебрежительное отношение аристократии к буржуа из многочисленных книг и фильмов, действие которых происходит в конце XIX- начале XX века.

Более того, такой же период прожили "граждане" Франции после Французской революции (что-то часто она мне вспоминается).

Но вернемся к России, ее понтам и гипертрофированному, показательному потреблению. Да, советское прошлое тоже наложило свой отпечаток, который не так легко смыть. Это потребление изголодавшихся, которое еще не удовлетворено. Но и это не причина потребления, когда мы в ущерб внутреннему комфорту строим себе внешне привлекательный образ за счет обуви, машин, одежды, аксессуаров, мест отдыха, средств связи.

В России все еще сильна (и будет сильна) идентификация посредством материальной атрибутики. Т.е. о тебе будут складывать представления исходя из того что ты носишь, на чем ездишь, что куришь. И такое будет еще долго. К этому надо привыкнуть и жить по этим правилам. Почему?

Дело в том, что Россия - страна отсутствующих социальных ареалов. Т.е. в одном и том же доме могут быть шикарные апартаменты, коммунальная квартира и социальная баня во дворе... Как же еще тогда показать свою (реальную или фиктивную) принадлежность к определенной группе? Даже дом на Рублевке не всегда показатель... Если в Лондоне ты живешь в Мейфейр и этим все сказано, будь у тебя хоть Fiat Panda... А у нас (Питер/Москва)?

Более того, наша тяга к "демократизации" и природная наглость (а может от отсутствия ума?) не позволяют держать себя в рамках... не заходить в магазины для других людей, как вариант. И это не глупость или снобизм - это отсутствие элементарной культуры, не позволяющий вести себя неуважительно к окружающим... Не поймите меня привратно, я не говорю о фейсконтроле на входе в бутики... Я говорю о внутреннем контроле, когда ты не позволяешь себе идти туда, где будешь ни к месту, тем самым смущая окружающих. Это как в кирзовых сапогах в театр...

Поэтому и выходит что единственный шанс показать что ты "не-оттуда-а-отсюда" для россиян - лишь в продуктах, зачастую являющихся не только непозволительной роскошью, но и употребляемых не к месту. Более того, в эту игру играют все. Большой черный джип или лимузин на дороге себя чувствует намного комфортнее и безопаснее, даже если двигается абсолютно по правилам. Сверкнув бриллиантом в гипермаркете можно сразу расположить к себе менеджера, защищающего кассира и т.д. и т.п...

Да, это все немного глупо. Но это такие правила игры. Такой устройство жизни. И маркетингу это тоже необходимо принимать во внимание. Но главное - не пропустить момент.
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments