Незаметное потребление или Деньги любят тишину

Самоидентификация посредством материальной атрибутики – это то, что в домашнем обиходе некоторые называют понтами. Но при этом трактовка подобного понятия почему-то ограничивается лишь тем, что в английском называется overstatement - когда мы пытаемся создать более яркую картину, так скажем.

Но претенциозное поведение (понты) может выражаться и в совершенно противоположных вещах. "Я принципиально покупаю noname" – это понты. Демонстрация любого выбора, включая показательную рациональность (не Apple, но Xiaomi - никакой разницы и даже лучше) – это та же самая самоидентификация, но работающая наоборот. Наглядная демонстрация рациональности и иммунитета к маркетинговым уловкам. Но чем это поведение отличается от наглядной демонстрации ремня с буквами LV? Природа одна и та же, мотив один и тот же – стремление произвести впечатление. И это всё – overstatement. Но с использованием разных приёмов, цель которых поднять ценность в глазах соответствующей аудитории.

Understatement - это более сложная штука, такая как VW Phaeton, который так и ни снискал популярность, несмотря на родство с Bentley Continental. Народный автомобиль с ценой S-klasse оказался слишком вызывающим, чтобы не привлекать внимание окружающих. Поэтому небрежно бросить "да, у меня Фолькс" не получалось. С "беспонтовостью" отлично справлялся и Passat. "Андерстейтмент" – это дорогие вещи, которые отличить от дешевых может лишь тот, кто их постоянно использует. Без надписей и логотипов, те, что относят к классу "интегрального шика" – бескомпромиссные в деталях, но на вид нейтральные как панельный дом. Разница будет внутри, а снаружи – всё как у всех. Главное об этом никому не рассказывать.

Но вот что самое любопытное. В начале кажется, что overstatement - это доминирующий подход. Броский, заметный, сразу расставляющий в иерархию и делящий на классы. Но есть нюанс. Overstatement мы видим. Его цель быть заметным, и он с ней прекрасно справляется, порой сделав вид, что опустил глаза в пол. Поэтому он нас окружает. И он, конечно, характерен для сильно расслоённых обществ, где еще нет кластеризации. Но если смотреть глобально – то ситуация (пока еще) выглядит иначе: understatement в продажах и потреблении выражен сильно больше. Потому как он обслуживает сегмент "молчаливого богатства", более крупный. Только тссс....

Но вот что любопытно. Всё тоже самое можно применить и к бизнесу, и к его коммуникациям. Правда ведь?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded