Сформулированная идея как точка опоры для начинающего бизнеса.

Одна из моих задач – на базе удачного продукта (порой первого) постараться выстроить систему, способствующую дальнейшему рыночному успеху компании. Проанализировать существующее решение, выделить ключевые факторы, объединить их в видение и формализовать вектор развития продуктового портфеля, который будет интересен и потенциально востребован рынком.

Звучит абстрактно, но на самом деле все весьма утилитарно. Это как убраться на рабочем столе после серии экспериментов: рассортировать что есть, убрать лишнее чтобы не отвлекало и освободить место для нового.

Но это хорошо и можно сказать, что достаточно просто – когда продукт есть. А когда его нет?

Ситуация меняется и усложняется, когда мы начинаем с создания идеологии и видения. Вполне нормальный процесс, например, это попытка адаптировать к российскому рынку чужую бизнес-модель. Но начинать приходится не с потребности, а с идеологии. Потому как "давайте сделаем тоже самое, но на русском" – не прокатывает никаким образом. Вспомните клоны "букингов" и "трип-адвайзеров" – история повторяется от IT до еды. Можно взять модель, механику исполнения контрактов, но копировать идею вместе с ценностным предложением и коммуникациями - возможно лишь в фантазиях "бизнес-молодости".

Поиск ключевой ценности в проекте всегда приводит нас к простым формулировкам. По крайней мере должно быть именно так. Ответы на вопросы "в каком вы бизнесе?", "на какую работу вас нанимают?", "зачем вы нужны рынку?", "почему именно вы?" – это не вопросы продукта, а бизнеса. И формализовав ответы на них мы существенно упрощаем себе задачу вывода на рынок продукта, разрабатываемого далее. 

Далее могут меняться детали, цены, аудитории – это неизбежно в процессе развития. В финале могут даже меняться исходные формулировки идеологии (желательно без "приносить радость"). Но если мы не получаем базиса в виде сформулированной идеи бизнеса и ценности бизнеса и для потребителя, и для владельца/инвестора, то далее все стартапы развиваются по приблизительно одному сценарию.

Чётко выстроенная идеология с ответами на вопросы абзацем выше предохраняет нового рыночного игрока от одного – ценовой конкуренции. Помогают показать, что вы можете быть не только дешевле по цене, но и выгоднее по другим критериям - простоте, удобству, скорости, комфорту... Это и есть предмет идеологических формулировок. 

Формально подойдя к вопросу и решив, что ваша идеология – это "приносить радость" или "дарить свободу", всё что вы придумаете далее будет базироваться либо на низкой цене, либо на необходимости представить вашу цену как низкую, хитро извернувшись. И тоже самое будет, если вы вообще сразу вышли в рынок. Начав с низкой цены, которая может вас вполне устраивать. Но это только в начале.

А далее появятся еще более доступные по цене конкуренты и начнётся типичное расплёскивание прибыли . И в конце концов на рынке появится тот, кто не будет вписываться в ваши ценовые войны, а сможет сделать продукт достойного качества, где преимущества оправдывают более высокую (по сравнению с вашей) цену. И довольные потребители скажут "наконец-то!" и забудут про вас и вашу доступность.

Такой вот финал. И он еще предполагает, что вы какое-то время будете извлекать прибыль из своей деятельности. А это, как показывает статистика, сможет лишь один из десяти стартапов.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded