Два вида эффективности

Эффективность внедрения изменений мы чаще всего оцениваем с точки зрения точности следования плану (стратегии). Это называется "тактической эффективностью" (или операционной). Важный показатель, по которому строятся наши KPI и т.п.

Но при этом эффективность бывает не только тактической, но и адаптивной. О втором типе редко вспоминают, хотя на самом деле в реализации планов по трансформации бизнеса именно показатели адаптивной эффективности (adaptive performance) играют решающую роль.

Суть простая. Тактическая эффективность про качество следования плану. Адаптивная эффективность – про качество отклонения от плана. Т.е. на сколько грамотно и осознанно бизнес отходит от первоначального плана трансформации, проявляя гибкость в соответствии, например, с новыми рыночными условиями.

Адаптивная эффективность процесса трансформации компании – это весьма сложная штука. Но лишь до тех пор, пока мы не вспомним кто/что питается стратегиями на завтрак. И тогда всё встаёт на свои места:

Способность компании в процессе трансформации реагировать на изменения рынка правильно – это навык, который прежде всего необходим бизнесу, работающему в условиях неизвестности и неопределенности. Т.е. российскому бизнесу. 

Но именно в этом и беда многих компаний, отважившихся на создание стратегии: вместе с планом трансформации они "получают" тактическую эффективность и инструменты её измерения, но даже не задумываются об адаптивной эффективности и том, как стимулировать её. Иногда это следствие количественно поставленной цели. Иногда – поверхностного подхода к процессам.

"Качество следования" - нам понятно, управляемо и легко измеримо. А вот "качество отклонения" – уже не выразить в цифрах напрямую. Его надо взращивать внутри компании через культуру и идеологию. Низкая адаптивная эффективность проявляется очень явно, но остаётся чаще всего незамеченной. И это опасно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded