Инновации, которые уже устарели

Задумываетесь ли вы порой о том, что все те инновации, что вы выпускаете на рынок сейчас — уже устарели?

Для начала немного истории. С 1855 года Western Union был телеграфной компанией и к началу 20-го века оперировал миллионами миль телеграфных проводов и двумя подводными кабелями. Когда в 1876 году Александр Белл предложил WU выкупить патент на телефонный аппарат, компания отклонила предложение, не найдя изобретение полезным. В 1890 году, когда Белл основал AT&T и компания начала развиваться, для Western Union не было проблемой поглотить их, но и в этот раз, но и в этот раз правление предпочло дивиденды развитию. В 1909 году AT&T приобрел контрольный пакет акций Western Union и начал переформатировать его в платежную компанию. Сейчас более трети американцев не пользуются стационарными телефонами, власть перешла к операторам мобильной связи, среди которых и AT&T.

В 1993 году Microsoft представил Encarta, мультимедийную энциклопедию, конкурирующую с бумажной Britanica по цене в 99 долларов (стоимость “Британики” с доставкой составляла около $2500). Позже и “Британика” и “Энкарта” предлагали платный доступ к своим онлайн-версиям, но в 2009 году “критическую массу” набрала совершенно бесплатная Wikipedia.

Для того, чтобы телефон набрал “критическую массу” пользователей, чтобы называться массовым средством коммуникаций — понадобилось 50 лет. Телевидению понадобилось меньше — 25 лет. Компьютер и мобильный телефон стал массовым всего за 12 лет, Интернет — за 6. iPad стал стандартом за 3 года, Facebook набрал 200 млн. пользователей за год.

Суммарная вычислительная мощность компьютеров космического корабля, на котором Армстронг приземлился на Луну была в миллион раз меньше, чем у Вашего смартфона.

Крупнейший продавец музыки в США — компьютерная компания. Крупнейший продавец книг — фактически логистическая компания. Кто бы мог подумать об этом еще 15 лет назад?

К чему это все? К тому, что сейчас инновации не только внедряются в нашу жизнь значительно быстрее, чем раньше. Мы и воспринимаем их по-другому. Когда Роджерс создавал свою “кривую восприятия инноваций”, он основывался на антропологических исследованиях конца 1890-х и технологиях, доступных в 1962 году. Представляете как изменился мир с тех пор? Сейчас, когда мы мгновенно можем освоить новый девайс или сервис, а на изучение “бенефитов” или сравнение у нас уходят не недели, а мгновения?

Компании до сих пор боятся инноваций или рассматривают процесс их внедрения как долгосрочный и чрезмерно рискованный. Тем не менее конкурентная борьба обостряется на столько, что думая сейчас о внедрении “современных” технологий вы уже отстаете от других, которые думают о внедрении “будущих” технологий или тех, которые сейчас кажутся фантастическими. Более того, некоторым компаниям, которые сейчас являются аналогами WU в современной экономике уже пора задумываться о принципиальной смене своей роли на рынке… Интернет, общедоступность, открытость информации — меняет уклад даже банковской системы — казалось бы самой консервативной и традиционалистской из всех существующих экономических систем. Причем, происходит это на столько быстро, что то, что Вы сейчас считаете инновационным и новым зачастую уже устарело!

А для компаний, которые выступают посредниками между продуктом и человеком — время пересматривать собственные стратегии почти упущено.

Самое любопытное в том, что интернет- и мобильные сервисы, вокруг которых носятся инновационно–мыслящие стартапы, устарели уже сейчас. Интернет-магазин, интернет-банк, приложения…. из прогрессивного стали весьма банальным и неудобным способом удовлетворения потребностей. Потребитель уже сейчас хочет удовлетворения потребностей не просто “на дому или в офисе”, потребитель желает удовлетворять свои потребности “здесь и сейчас” — где бы он не находился. И для этого недостаточно задействовать лишь его смартфон, который кажется панацеей, а на самом деле является только интерфейсом. Но интерфейсом к чему? И зачем.

И если даже веб-девелоперы только сейчас уверенно говорят о том, что сначала сайт должен быть спроектирован для мобильных платформ, а потому лишь для ноутбуков и настольных систем, то в какой прострации находятся производители продуктов и услуг, если только начинают задумываться о том, не начать ли им интернет–экспансию? Я уж не говорю про дизайн, язык общения и коммуникаций… это все еще находится на стадии, когда ТВ и печатная реклама были единственными источниками информации. Но такое время безвозвратно ушло.

Если вы всерьёз решили заняться инновационной деятельностью, то думать надо о том, чего еще нет. Что будет следующим после смартфона? Какой интерфейс потребители найдут еще более удобным? Не зря лидеры рынка так активно прощупывают возможности перехода своих продуктов на самый понятный способ обмена информацией — на разговор. Разговор магазина и покупателя, разговор банка и клиента. А мы всё пилим красивые мобильные интерфейсы и бесконтактные платежи, когда уже на кассе магазина… постойте, какие кассы? Взял и пошёл. Это для оформления сделки в online-store можно просто будет сказать “Беру”, а включить свет в квартире просто ткнув пальцем в направлении светильника.

“Если говорить об опыте взаимодействия, сравнивая его с supply chain, разве не смартфон с компьютером становятся лишним в нём звеном, усложняющим процесс покупки?” — вот такие рассуждения действительно инновационные. А всё остальное — лишь реакция на уже произошедшее.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded