Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Низкое качество, которое нас устраивает

Очень любопытная и дискуссионная на мой взгляд тема – это "отношения с качеством". Не в производственном или маркетинговом, а в бытовом смысле. Само понятие даже на бытовом уровне трактуется весьма широко: это и потребительское качество (баланс цены и ценности), и производственное (качество исполнения) и даже трансцендентное, если позволите (типа эстетичности продукта и этичности производителя, сорокалетней гарантии или доступности, экологичности и т.п.).
Важный момент заключается вот в чём: во взаимном влиянии. Во влиянии качества в любом, а лучше в комплексном его проявлении на вашу оценку и наоборот, во влиянии возможностей человека на оценку качества. Ведь между "я выбираю лучшее" и "я выбираю лучшее из возможного для себя" – это совершенно разные категории. Ведь продукт с низким производственным качеством может обладать высоким трансцендентным. И наоборот. Но в целом – это то самое "качество", которое стимулирует к выбору и покупки.

Любители бургеров не оценят спаржу с гребешками, потому как просто не найдут в блюде выраженного привычным образом вкуса. Но при этом завсегдатаи H&M высоко ценят не покупаемые вещи, а саму возможность частого шоппинга и быстрой смены одежды. И это уже "качество жизни", а не "качество продукта". В этом и секрет популярности буфетов – ты можешь попробовать сразу всё, вместо того, чтобы выбрать три - четыре блюда, как в обычном ресторане.
Очень часто мы фиксируемся лишь на одном виде качества, доступном для нас. Производственном, воспринимаемом, потребительском. Но опускаем анализ других его видов и потом удивляемся, почему слова "самый качественный" – не адресуются исключительно в наш адрес. А в переводе на потребительский язык - это и "самый вкусный", и "самый модный", и "самый красивый".
Мало людей, которые способны пожертвовать качеством даже несмотря на то, что процесс девальвации весьма быстр – вспомните про российские сыры. К плохому качеству мы так же привыкаем и оно становится "средним" в силу относительности этого термина. Это механизм самоубеждения, о котором я говорил выше – мы влияем на качество не желая признавать, что готовы покупать лишь то, к чему понятие "производственное качество" применимо слабо. И мы либо сами ищем оправдания, либо пользуемся подсказками производителей.
Но вот что важно. Когда потребитель не умеет "держать планку", не умеет признавать в своих покупках те, что не соответствуют ожиданиям – это не даёт возможности производителю оптимизировать собственный бизнес и заставляет "держать марку" (соблюдать стандарты качества) даже в ущерб текущей прибыли, чтобы сохранить спрос. Но если покупателю всё равно, что покупать - то не удивительно, что производителю всё равно, что производить. Возьмут же в любом случае. А если еще и рыночные игроки привыкли смотреть не на покупателя, а лишь на конкурентов – то риски для них минимальны.
И всё от того, что мы, потребители, научились уговаривать себя сквозь пальцы смотреть на то, что называем в большинстве случаев словом "качество".
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment