Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Новый дивный VUCA–мир как хорошо знакомый старый.

Я всё время не мог понять, что же мне напоминает VUCA-мир, который сейчас стал таким модным? VUCA - это акроним из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). То, что было раньше тоже получило своё четырехбуквенное обозначение. SPOD-мир. SPOD – steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой) и definite (определенный). Но давайте рассмотрим, что же "новый мир" предлагает и какие компетенции требует.

Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – это состояние рынка, когда ситуация меняется быстро и отсутствует стабильность, а на основе трендов нельзя сделать правдоподобные предположения о будущем развитии. С точки зрения менеджера это означает, что нет смысла использовать проактивный подход и заниматься системными изменениями. Зачем, если завтра всё может измениться? Максимизировать надо то что есть и сегодня. Забыв о репутации и лояльности. Самое правильное - это выжимать до нитки поставщиков и потребителей.

Uncertainty (неопределенность) – мало того, что мы мы понимаем, что выявить тренды будет сложно, мы вообще не представляем, где может сформироваться новое конкурентное предложение. Автозаправки становятся фастфудами, а блоггеры открывают логистические компании. Бывшие производители спортивной одежды говорят «мы в IT-бизнесе». Вся эта двусмысленность и неясность ведёт к тому, что мы не знаем, откуда ждать подвоха и когда. А значит нет смысла в росте бизнеса и в каких либо изменениях. Самое правильное – зафиксировать то, что есть моментно, и сделать это как можно быстрее – например если есть спрос, то отреагировать на него чем угодно, лишь бы быстро. Тем более, что вопросы репутации и лояльности нас не интересуют. А уж фокус - тем более. В любой неопределенной ситуаций торгуй тем, на что есть спрос и с тем, кто готов платить. Зачем становиться экспертом в чём то, когда достаточно быть напористым торговцем?

Complexity (сложность) описывают как «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы. Мотивы потребления, сложности производства, непредсказуемость и неопределенность – они порождают на столько сложные модели выбора развития, что рассматривать их просто нецелесообразно. Поэтому всё надо предельно упрощать. Не знаешь, как это работает – не трогай, не меняй. Максимизируй эффект прямо сейчас, пока работает. Если сложно выстроить организацию - не строй, работай в «бирюзе». Если сложно мотивировать работников - не надо, создавай охлократию. Упрощай, но быстро, пользуясь моментом.

Ambiguity (неоднозначность, неясность, двусмысленность, неопределенность) – содержание простое. Способов решения проблемы на столько много, что нет какого-либо инструментария, способного дать предсказуемый, определенный результат. Большинство проблем вообще нам неизвестны (см. первые два пункта), а те, что есть – можно решить сотней способов и какой лучше – не известно. А значит, подойдет любой из тех, что мы знаем.

Но ничего не напоминает вам этот «новый дивный мир»?

По мне, это российский рынок начала 90-х. Он был отличным VUCA, где никто ничего не знал и все тыкали наугад. Иногда и друг в друга, чем-то острым. 

Зато не надо было тратить деньги и время на образование, на маркетинг, на выстраивание отношений…
 И это очень удобно. Вед ьон даёт нам возможность просто брать и делать, не думая, не зная, не анализируя то, что было в прошлом, не предполагая того, что будет в будущем. В нём, конечно, кухарки не смогут управлять государством, а вот стартапить – в легкую.
Tags: стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “стратегия” Tag

  • То же, только дешевле. Распространённая ошибка малого бизнеса.

    Самая распространённая ошибка малого бизнеса – это попытка конкурировать ценой. Она вне логики. Она вне теории, которая есть обобщенная практика.…

  • Два вида эффективности

    Эффективность внедрения изменений мы чаще всего оцениваем с точки зрения точности следования плану (стратегии). Это называется "тактической…

  • Менеджеры по продажам – это недоработка маркетинга

    Это цитата. Утрировано, конечно, но вполне обоснованно. Как хирургию называют бессилием медицины, так и технологии продаж можно назвать бессилием…

  • Обратите внимание на конкурентов

    Внимание, которое вы уделяете конкурентам – хороший маркер вашего рыночного состояния. Если вы постоянно наносите им ответный удар – это повод…

  • Не влюбляйтесь в свои продукты

    Один из самых сложных моментов в бизнесе — это переход из состояния поиска решений в состояние систематизации процессов, где роль продукта…

  • Инновации, которые уже устарели

    Задумываетесь ли вы порой о том, что все те инновации, что вы выпускаете на рынок сейчас — уже устарели? Для начала немного истории. С 1855 года…

  • Видение вместо лжи

    В российской бизнес-этике принято и допустимо слегка приврать. Это называется приукрасить действительность. В совершенно разных формах и вовсе не…

  • Think different, доступный для вашего бизнеса.

    Если вспомнить историю появления инструментов менеджмента и маркетинга, они все упираются не в школы, а в бизнес, который их и создаёт. Эксперимент,…

  • Больше времени от роста бизнеса

    "Предприниматель - это не тот, кто получает прибыль, а тот, кто получает прибыль, сокращая усилия". Очень важная мысль Питера Друкера,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments