На сколько глубоки должны быть ваши деловые отношения?

“Ничего личного, просто бизнес”. Кажется, что уже самый ленивый оспорил эту фразу. Но всё ли так очевидно?

Идеология собственника, пронизывающая насквозь весь бизнес, совместный личностный рост, глубокие взаимопроникающие отношения, создающие стратегически безупречные альянсы…

Еще я хорошо помню, как директор одной из телекоммуникационных компаний рассказывал о том, что они выстраивают “роман с потребителем”. На полном серьёзе. Я даже допустил на мгновение, что он сам верит в ту чушь, которую несёт со сцены…

Стремление к любви и гармонии, увенчанное цитатой “если вы найдете работу себе по душе, то вы не будете работать ни часа в своей жизни”(за авторство от Конфуция до Черчилля) стало новой бизнес–мантрой. И заодно нашло своё отображение в ценностном подходе, миссиях и философиях бизнеса, от чтения которых скулы сводит до бирюзовости…

Возможно, от меня это прозвучит неожиданно, но давайте не будем забывать про деньги. Про то что вы зарабатываете деньги, про то, что люди платят вам деньги. И про то, что не надо из рыночных отношений делать дружеские. Ведь они в конце концов выступают серьёзным ограничителем в принятии решений, которые ведут к финансовым и репутационным потерям в конце концов.

Дружить с клиентами и контрагентами опасно. Иметь приятные деловые отношения, может порой выходящие за рамки формальных — да. Относиться с должным пониманием в критических ситуациях – да. Доверять — да. Становиться кластером закадычных друзей — нет. Даже несмотря на то, что это на первый взгляд укрепляет: коллектив, связи и т.д. и т.п.

Важный нюанс этой опасности — это смешение личного и делового. Это иллюзия, которой питаются люди, которые вынуждены работать круглосуточно. Иллюзия, которая тоже опасна. Которая выливается в то, что вы незаметно для себя начинаете требовать от других такого же отношения: когда у вас есть жизнь и она целиком принадлежит работе. А далее — разочарование в контрагентах и сотрудниках, работа на износ, снижение её качества и все вытекающие…

Еще одно зло — это самостоятельная попытка залезть во внутренний мир чужого человека, руководствуясь деловыми мотивами. Клиента, контрагента и т.п. Эта попытка почти всегда неочевидна — тема с деловой переходит на “общую”. Начинаясь с погоды она должна на погоде и остановиться. Ведь от того что вы прекрасный человек, добрый христианин, ответственный налогоплательщик — лучше или хуже работа сделана не будет. Но чем глубже отношения, тем снисходительнее: “хорошему человеку” не грех простить одно, другое или третье. “Ведь с ним так приятно общаться”.

(Вот на этом “с ним так приятно общаться” кормится огромное количество маркетинговых мошенников, красиво разговаривающих ни о чём, собирающих залы на конференциях и активно гуляющих по стране с семинарами. Они и стратегию напишут, и продажи поправят, и с личностным ростом помогут.)

А начинается всё с банального и понятного желания узнать человека получше. Не по делам, а вот так, по-свойски. Но зачем? Ведь ваши отношения сугубо деловые. Разве не так? Или к решению задачи вы еще хотели бы “пообщаться с умным человеком”? Это тоже искреннее и понятное желание, но лучше всего их разделять и очень чётко.

Это не жадность или попытка сэкономить время. Ведь любое общение формирует ожидания. И чем глубже ваше общение, тем больше ожидания. От вашего бизнеса, ожидания от которого перемешиваются с ожиданиями от вас лично. А потом вдруг оказывается, что из-за дружеских отношений можно сделать работу чуть хуже и попросить чуть дороже. Или заплатить чуть позже, а может “по-дружески” чуть меньше. И я не говорю о каком-то откровенном мошенничестве, я об отношениях без каких-либо злых намерений.

Да, традиционно, еще со времён корпоративной сауны и бизнес–пьянства, мы пытаемся установить отношения с партнёрами через формирование личных отношений. Это защитный механизм того времени, когда на рынке нельзя было доверить не только устным обещаниям, но и договорам. Нормой считалось “кинуть” партнёра, что сложно представить себе в какой-либо другой бизнес–среде. Без репутации, без доверия, без юридической защиты оставалось лишь одно — строить бизнес на персоналиях и изучать партнёров с ног до головы в прямом смысле.

Но эти лихие времена отступают (пусть сейчас наблюдается и очередная волна), а открытость бизнеса и честность его ведения гарантируют уже не юридические институты или блокчейн, а прозрачность и информационная открытость в социальных сетях. Вполне возможно, что этого уже достаточно, чтобы не лезть глубоко внутрь каждого контрагента.

Но где та грань между эмпатией и формализмом, между личной жизнью и пониманием мотивации в принятии деловых решений? Она субъективна. Её сложно нащупать, но наверное этим и определяется искусство деловых переговоров и тонкости выбора тех, с кем работать.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded