Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Транзакционная полезность действий “на будущее”

Не секрет, что чем раньше начинается процесс необходимой трансформации компании, тем дешевле она обходится. Именно поэтому компании строят долгосрочные стратегии, планируют изменения на 20 лет вперед и формируют представления об идеальном бизнесе, которым они занимаются. Для того, чтобы сэкономить.
Эта мысль кажется очевидной, как только до неё доходишь. Ведь проще потратить деньги на консалтинг и начать готовиться к изменениям заранее, чем проделывать всё это в очевидной ситуации, когда гром грянул. Но многие считают, что подобные затраты на правдоподобные будущие трансформации — не имеют смысла. Зачем готовиться к тому, что еще не настало?

Здесь не нужны даже примеры, достаточно аналогий со здоровьем, например. Поддерживать свой организм, переходя на гуманный для него образ жизни мы уже начинаем. Но это ведёт к увеличению текущих расходов на более полезные продукты, необходимые тренировки и прочие атрибуты well-being. Зачем, когда если заболеет, то можно просто вылечить? Ответ вроде бы очевиден.
Но если мы говорим о бизнесе, о деньгах, о наших будущих доходах — нас как подменили. Тратить сейчас на то, что в будущем может и не произойти? А потом еще и убедиться, что потратили напрасно, т.к. не произошло. Какой-то нонсенс! (Хотя вполне возможно, что и не произошло именно потому, что мы потратили заранее).
И что мы получаем в итоге? А то, что скупой платит дважды. Это правда жизни и норма общества, а не какая-то хитрая управленческая концепция:
Как только мы начинаем ограничивать себя во времени, проводя изменения в ответ на изменение конъюнктуры рынка (спроса), мы кратно увеличиваем собственные риски. Быстрые решения мало того, что обходятся дороже, так еще и эффективность их сильно ниже ровно из-за нехватки временного ресурса на формирование правильного решения. Путём, например, тщательного выбора и неспешного тестирования гипотез. К тому же, дефицит времени вынуждает аккумулировать (вынимать из оборота) большее количество средств на реализацию.
Быстрее, но дороже и хуже – это отличный выбор для компании, которая уже начала терять собственные рыночные позиции. Не правда ли? Три "но":
Но что мы видим? На практике так и происходит. Даже судя по собственным проектам, многие компании не готовы потратить “входные” 3–6 тыс. евро для того, чтобы оценить масштаб необходимых будущих изменений и готовиться к ним в течение года-двух-трёх, а то и пяти. Зато они с радостью платят сумму на порядок выше и сразу, когда чувствуют угрозу со стороны… нет, не рынка, а конкурентов. Т.е. со стороны тех, кто уже успел заметить новый тренд и отреагировать на него. Как же так? Но, думаю, что эта ситуация типичная для многих компаний, занимающихся проектами “на будущее” — реакционный подход рулит.

Но где здесь экономия? Я вижу лишь недальновидность и готовность инвестировать в “оплату по факту”. Дороже и с опозданием.
Таким образом полезность консалтингового продукта, тем или иным образом описывающего будущие изменения тем выше, чем раньше он будет затребован компанией. И если мы говорим в терминах поведенческой экономики, то транзакционная полезность проактивного консалтинга (субъективное ощущение от сделки) будет существенно выше, чем у реактивного. Он скорее получит характеристику “грабёж”, потому как будет ощутимо дорог и не так эффективен. Его транзакционная полезность будет отрицательная, как у втридорога купленном бутерброда на футбольном матче (пример из книги Ричарда Талера): потребность удовлетворите, но проклянёте продавца.

Но вот что любопытно — выбор ведь исключительно в ваших руках. И чаще всего он ошибочный, который приводит к разочарованиям в консалтинге и обращением за фишками и “мясом” к мошенникам от менеджмента и маркетинга, обещающим мгновенный и дешевый результат. И мы идём, забыв историю о бесплатном сыре и все прочие мудрости подобного толка…
Tags: бизнес, маркетинг, стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “стратегия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments