Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Снова антикризисное. Погубит ли себя русский бизнес?

Проблема текущего кризиса – не финансовая, а системная. Отсутствие «дешевых денег» лишь добило российский бизнес. Сам кризис начался куда раньше. Виной всему - изменения в потребительских предпочтениях, требующие пересмотра идеологии бизнеса (по факту) и инвестиций в маркетинг и инновации (как следствие). Но этого не происходило, бизнес предпочел жить на дешевой перекредитовке и надежде на экономию от масштаба, укрупняя даже нерентабельный бизнес на «дешевые деньги». Утрирую. А когда они закончились - единственное решение, которое смог принять медежмент, это начать сокращать издержки. Более наш совковый бизнес неумеет ничего, а вот экономия - это термин, понятный со времен плановой экономики. За неё тогда премии давали ежекватрально.

Сокращать издержки призывают все - владельцы, консультанты, гуру отечественного менеджмент, преподаватели престижных вузов. Красивая и понятная идея. Вот только привратно истолкованная и неправильно используемая. К сожалению исключений пока не наблюдается. Да, подход везде нужен свой. И зачастую сокращение издержек тоже помогает. Факт. Но правильной идеология менеджмента может быть только одна. Зарабатывать. А если она в борьбе с издержками и такую идеологию русский менеджмент реализует в массовом порядке - банкротств впереди нас ждет масса...

Беда в том, что сейчас менеджмент пытается спасти не компанию, а сверхприбыль, без которой бизнес существовать не может т.к. она покрывает все ошибки менеджмента. Сокращая затраты на сырье и производство (т.е. намеренно ухудшая качество продукции), демотивируя персонал путем сокращения з/п и сокращения полномочий за счет передачи их собственникам (потеря компетенции). Но верный ли это путь? Для персоналий у руля компаний - да, для бизнеса - нет.

Пришло время, когда «халява» закончилась. Нет быстрорастущих рынков. Нет высокой маржи. Нет дешевой перекредитовки. Нет ничего, на чем безбедно существовал российский бизнес. И что делать сейчас? Начать думать…

Трезво оцените свои силы. Если Вы не можете ответить на вопрос «почему нас предпочитают конкурентам» в трех словах – надо срочно менять бизнес. Если Ваш ответ применим к конкурентам – надо срочно менять бизнес.
Подумайте о потребителях. Что произойдет со спросом на Ваш продукт именно сейчас, когда покупателе стали более тщательно подходить к выбору. Если Вы не можете ответить на вопрос «кто наш потребитель?» – уходите сейчас.
Подумайте о персонале. Нет ничего важнее команды. Либеральной, но продуктивной. Единственное, что сможет обеспечить Вам успех или просто помочь выжить – это инновации и маркетинг. За ними стоят люди.
Подумайте о контрагентах. Если всем плохо, хуже будет тем, у кого проблемы с поставщиками и подрядчиками.
Подумайте о будущем. Что станет с Вашей компанией когда кризис пройдет. Как «временные меры», которые Вы наверняка собираетесь предпринять отразятся на репутации компании среди потребителей, поставщиков и потенциальных сотрудников.
И главное. Забудьте о понятии «экономия», которое преследует наш бизнес со времен СССР. Для бизнеса важна не она. Не центры затрат, а центры формирования стоимости. Не сколько тратим, а сколько зарабатываем. Иначе путь один – банкротство. Примеров достаточно уже сейчас.

Это - не совет и не антикризисная рекомендация. Это обращение к разуму, логике и здравому смыслу.
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments