Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Кризис – время обманывать

Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть благожелательным, чутким и честным – не сложно. Эти расходы с лихвой покрываются прибылью. Но когда на небе появляются тучи и уж тем более, когда гром грянул – здесь не до сентиментов и уважения. "Выживает сильнейший", "человек человеку волк", "оскал капитализма" и всё такое...

В общем, на рынке формируется истеричный настрой: вдруг компании, которые вели себя вполне прилично, перестают сдерживаться ("один раз живём!") и начинают вести себя не как рыночные игроки, а скорее как пираты. Подобное флибустьерство вполне понятно обусловлено тем, что компании (или люди?) не видят дальнейших перспектив развития и пытаются взять максимум от текущего момента. А там то ли окно Овертона, то ли бритва Оккама – в общем, оказывается, что не выполнять обязательства вполне себе допустимо. Каждый вертится как может, каждый сам за себя.

Это подход lose-lose, в результате которого взвинчиваются цены, растут затраты, снижается эффективность. Работая в условиях устных договоренностей и деловой нормы (пост)оплаты "день в день" – наверное сложно представить систему подстраховок, хитрых проверок, согласований и т.п., которая на самом деле очень сильно тормозит развитие.

Дело в том, что недоверие – это один из самых мощных стопоров бизнеса. И сейчас мы налегли на него со всей силой. И ситуация от этого становится только хуже. Но вот в чём проблема:

Стремление защитить себя от чужого обмана порой приводит к куда большим потерям, чем ущерб, полученный в случае обмана. Это как с супермаркетами: да, уровень воровства и мародёрства существенно повышается по сравнению с продажей из-за прилавка, но выгоды самообслуживания существенно перевешивают и экономический эффект – явный.

Так и в любом бизнесе. Оценивать вероятность обмана или неисполнения обязательств можно и нужно. Но всегда надо задаваться вопросом – в этой охоте не проиграете ли вы больше, чем сбережете? Ушедшие клиенты, пропавшая репутация, испорченные взаимоотношения – ведь из-за этого чаще всего компании, прошедшие "смутное время" уходят с рынка после того, как оно окончилось. Оставляя прибыль и репутацию другим игрокам.

Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments