Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Критикуешь – умирай

Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному продукту. Проблема лишь в том, что подобный навык у нас практически отсутствует.

Собственная самокритичность и перфекционизм чаще всего весьма поверхностны и мы склонны их переоценивать. "Знаю, но руки не доходят" – это совсем не то, что "знаю и двигаюсь по плану, решая". Поэтому отложим их в сторону. Получить второе мнение – вот в чём бывает проблема. И она, наверное, сложнее всего.

Это было видно всегда и сейчас, например, особенно заметно по туристическому лого России, который активно обсуждали на прошлой неделе. Для нас критика – это выискивание недостатков в чужой работе, даже если вопрос вам задали не об этом. Вопрос вообще не важен, важна возможность покритиковать, высказать своё мнение и показать собственную компетенцию. Психологические подоплёки подобного поведения тоже оставим в стороне, возьмём лишь прикладной смысл.

Да, бывают в принципе дерьмовые продуктовые идеи (типа концепта трамвая, отшумевшего пару лет назад), но они встречаются не так уж и часто и... и сразу критика! Остановимся.

Ведь роль шоу-стоппера и пиар-повода продукт выполнил отлично. Показал потенциал, показал внимание к деталям. Но критиковать (пусть и справедливо) бросились все, а вот хвалить...


В этом и огромная проблема, связанная с нововведениями. И в этом же – мой скепсис по поводу инновационности будущего российского бизнеса. У нас нет сформировавшейся атмосферы приятия инновации, благосклонного отношения к чей-то нестандартной мысли. Поэтому креативный подход чаще всего заканчивается лишь косметикой, но не доходит до сути. Лишь потому, что выйдя за рамки узкого коллективна единомышленников (а то и за рамки себя) мы встречаем не тех, кто нас поддержит, а тех, кто готов раскритиковать идею в пух и прах, преследуя личные цели. И такое поведение становится скорее инстинктивным.

Но хуже того, оно еще и имеет тенденцию развиваться. Мы перестаём радоваться чужим успехам, мы ищем поводы "выместить" собственные знания безопасным способом (попоробуй, покритикуй критика), мы привыкаем и это становится нормой нашего поведения, от которой крайне сложно избавиться. И первое, с чего мы начинаем, это с сомнения в компетенциях автора и с ошибок, которые он допустил.

Плохо ли это? Вовсе нет. На это и нужна критика. Но в формате "мне очень понравилось...., но.... , но это и это просто отлично". Такая, какая принята. Начинать разговор с поиска ошибок и недостатков – это, вообще-то, хамство. Отмечать несущественные мелочи, заостряя на них внимание – тоже. Дурной тон так же – уводить дискуссию из русла обсуждаемого материала. Но это простые нормы, которые очень сложно соблюдать постоянно в том числе и мне. Сложно держать себя всё время под контролем.

А теперь представьте, каково это может быть человеку, который потратил да хоть полгода жизни на смелый проект и искренне хочет его улучшить? А ему сразу "нате!": вот ложка, вот говно – ешь. И, зная об этом, мы уже начинаем острожничать, в самом начале.

"Они не поймут", "будет сложно объяснить" (критикам, не потребителям)... И о каких инновациях может идти речь там, где даже в мелочах мы не способны удержать себя от едкого замечания в адрес того, что немного отличается от нас? А уж тем более, в адрес того, кто достиг каких-то (пусть и небольших) успехов?

Именно в этом сила и притягательность сообществ типа "бизнес-молодости". Внути них формируется непохожая атмосфера. Не правда жизни с картин Васи Ложкина, а драйв созидания. Когда тебе вместо "ничего у тебя не получится" и "самый умный что-ли" тебе говорят "есть идея – бери и делай". Пусть это гипертрофированная форма, пусть плохо работающие инструменты. Но те, кто туда идут – бегут от критиков к тем, кто сможет их поддержать. И это нормально.

Кстати, в этом и причина абсолютной безопасности "обмена" опытом и знаниями. Сколько бы вы не рассекречивали свои секреты и не делились своими инструментами – конкуренты не будут ими пользоваться. Потому в них будут видеться не достоинства, а недостатки. Т.е. становясь открытыми - вы мало чем рискуете с точки зрения конкурентной среды, но сильно выигрываете на рынке потребителей.

Если обратиться к практике, то конкурентный анализ – самый яркий пример. Мы берём конкурентов и честно собираем информацию о них. Но зачем? Как оказыватся – просто поглумиться. Убедиться в том, что они явно хуже. Убедиться в том, что они обманывают. И убедиться в том, что потребители – полные идиоты и выбирают того, кто больше врёт, ярче, моднее и т.п. Каков результат такого анализа для вашего бизнеса? Нулевой. В лучшем случае. А в худшем – отрицательный. Потому как цель подобного анализа – убедиться что у нас всё хорошо. Хоть она и тщательно вуалируется. И ведь так почти во всём...

Уметь правильно критиковать – это отличный навык. Но критика – это не только выявление отрицательных черт, у термина есть другое значение. Это анализ с целью вынесения оценки. И именно это определение нам нужно. С иным – ваша жизнь превращается в войну, в которой вы обязательно проиграете. Даже сами того не замечая.
Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments