Управленческие ошибки малого бизнеса

Последние сорок с лишним лет хорошо известно одно предпринимательское заблуждение, наиболее характерное для малого бизнеса. Начиная с семидесятых в специализированной и массовой прессе регулярно появляются материалы о "пяти ошибках" малого бизнеса или "десяти заблуждениях" малого бизнеса. Простой поисковый запрос выдаст вам неимоверное количество материалов.

За прошедшие сорок лет мир изменился до неузнаваемости, а актуальные ошибки – остались. Их не так и много. Рост продаж как решение всех проблем, прибыль как основной показатель деятельности и ошибочное ценообразование. Даже не касаясь типично маркетинговых проблем, таких как неправильно выбранный рынок, отсутствие конкурентных преимуществ и расфокусированность, только одними управленческими можно с легкостью загубить бизнес, созданный "с нуля".

Почему же малый бизнес не учится, несмотря на условно–бесплатные возможности в освоении самых базовых экономических знаний? Мы много рассуждаем об эмпатии, о предпринимательской способности, о визионерстве. Но редко поднимаем темы, связанные с тем, что важнее смотреть на весь баланс целиком, чем на строчку прибыль. Мы редко говорим о том, что рост продаж не обязательно должен покрывать ваши накладные расходы и вообще рост как самоцель – это самая глупая из возможных целей. Мы редко говорим о том, что неадекватный анализ приводит к расширению продуктовых линеек вместо их сокращения. Мы редко говорим о том, что ценообразование (недостаточная наценка) на столько радикально сказывается на бизнесе, что он обречён даже с блестящей маркетинговой концепцией и ценностным предложением. Я уже не говорю про вопросы недоинвестированности и продукта... и персонала. Но, наверное, самая распространенная управленческая ошибка – это искать новые возможности и ресурсы для роста в ущерб повышения эффективности использования существующих.

С одной стороны – стремление совершенно понятно. Нет желания держать все яйца в одной корзине. Но вопросы диверсификации инвестиционного портфеля (а это именно так звучит на профессиональном языке) и инвестиционных стратегий – это высший управленческий пилотаж. Или удача. Но давайте посмотрим на это не как инвесторы, а как предприниматели с собственным бизнесом. Что мотивирует вкладывать деньги, заработанные своим бизнесом, в чужой? Особенно, если это не прибыль, а оборотные средства? На этот вопрос можно найти ответ. Но что мотивирует вкладывать не собственные деньги, а собственные силы в чужой бизнес, когда есть свой – мне искренне непонятно. Хотя и здесь, наверняка, можно найти убедительную аргументацию.

Но вот другой вопрос – а можно ли рассматривать и ту, и другую альтернативу в случае, когда собственный бизнес работает с такими типичными ошибками, которые описаны выше? Ведь не исправив ситуацию у себя, вы не увидите подобных ошибок у других. Т.е. вы не разложите яйца по двум корзинам, а удвоите собственные риски. И ждать, когда рванёт. А произойдет это обязательно – иначе бы выживаемость среди малого бизнеса была бы выше.

Что же делать? Да начать хотя бы с чтения подобной бессмысленной желтой прессы, на которую "жалко тратить время и деньги". Никто не просит осваивать управленческий учёт и финансовую аналитику, но не представлять, как работает свой бизнес – как минимум опасно. Именно это непонимание и порождает неуверенность, следствие которой мы и наблюдаем в виде желания вывести часть ресурсов за пределы собственного бизнеса.

Незнание порождает страх. А страх формирует самосбывающиеся пророчества.

Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Мне кажется, что желание открывать дополнительные бизнесы в других отраслях связаны скорее с тем, что в своей нише предприниматель а) уперся в потолок б)ему стало скучно.

Есть физические ограничения бизнеса, которые не преодолеть без радикальной смены концепции. Как не пытайся, выше некого потолка проходимости например районной булочной не поднимешься, а строить сеть минибулочных по франчайзинговой модели - нет ресурсов.
Вот и открывает рядом с булочной такую же минипрачечную, а потом магазин разливного пива и автомастерскую.
Концепция понятна, навык есть, меняем продукт и барахтаемся.
... хотя логичнее открывать вторую булочную. Ведь таких примеров много.
А вот фиг.
В той же географии аналогичный бизнес не откроешь, а второй с другим продуктом вполне.
Попытки иметь несколько одинаковых бизнесов разделенные транспортным плечом - сильно усложняют жизнь.
Простой пример из жизни.
Вот сидит бизнесмен на арендованной площади и тут освобождается соседнее помещение ...
И?

... А это еще к тому-же и ошибка №1, рост ради роста. Зачем вообще открывать второй аналогичный бизнес, когда можно повышать не продажи, а маржинальность уже существующего?

Освобождается помещение – ну и слава Богу. Займешь соседнее, скоро освободится твоё. Такое чаще бывает, чем "история успеха" :-)
Так простой количественный рост самое очевидное.
Вот, та же самая булочная из примера. Вот делает она стабильные пол миллиона выручки в месяц и что человек не делает - цифра принципиально не растет. Издержки тоже резать особенно некуда.
И, предположим, чистыми с этой выручки получается 70тыщ.
Если упереться рогом то можно поднять результат на 10-15%...
И кажется, что проще поставить рядом еще один бизнес, который будет создавать еще 70тыр, а не упираться ради 10 с уже существующего, логично?

Вопрос непростой. К тому же посыл изначально неправильный. Булочные и пекарни – это не может быть малым бизнесом в принципе. Тем более одной точкой. Только в сказках )
Неоднократно вижу.
Маленькая точка.
Имеют печку плюс тандыр и обычно прикручивают потом шаурмячницу.
Пекут лаваши-беляши-багеты-лепешки-пирожки...
В день делают тыщ 30-50.
Таких "бизнесов" – очень много. Но можно еще травой торговать и наркотой. Всё равно большинство из них либо полу-легальны, либо просто нелегальны. Но это не тот бизнес, что когда-нибудь вырастет. Это так, семью прокормить. Здесь и рассматривать нечего.
Слушай, но ведь процентов 70 малого бизнеса - это и есть "прокормить семью". Тут же вопрос изначальной мотивации персонажа :)
Да, безусловно. Но здесь еще важны причины. Одно дело, когда ты "перерастаешь" в своих компетенциях компанию, в которой был трудоустроен. А другое дело, когда ты не хочешь работать "на дядю". Это чаще всего просто лень. Есть и третий вариант, когда твоё хобби ведет к созданию продукта и становится ремеслом. Как раз варианты 1 и 3 – это и есть оставшиеся 30% :-)
Ну первый вариант без второго это просто смена места работы ;)
Я бы реально смотрел 2+3 и 2+1, это когда ты понимаешь, что можешь делать лучше но дороже как МП.
Чистое 2 - это профуканные деньги и потерянные основные компетенции ;)