Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Бизнес-тренерство: бизнес, построенный на лени

Бизнес–тренинги – это одна из самых низкоэффективных форм обучения и развития бизнеса. В эту индустрию компании в прошлом году вложились на 350 млрд. долларов, но не получили ничего взаймы. Почему так происходит? Почему на протяжении стольких лет постоянно доказывающий свою околонулевую или нулевую эффективность продукт остаётся самым востребованным на рынке бизнес–образования? Речь сейчас не о повышении квалификации или знакомстве с новыми инструментами, а о "прокачке существующих навыков" к которым относятся, конечно же, продажи, HR, закупки и "бизнес–процессы", т.е. организационные и структурные решения.

На самом деле причины популярности хорошо известны. Это самый легкий способ справиться со своей совестью, создать видимость процесса при том, что ответственность за результат вы не несёте. Послушайте тех, кто не так давно прошёл тренинг всей командой. Отзывы сразу после тренингов прекрасны, люди готовы "рвать и метать". Но дальше, как у Игоря Губермана, "к завтраку это проходит"... И действительно, через месяц оценка уже менее уверенная, и лучшая из них – "было забавно / интересно". Известный маркетолог делится на конференциях казалось бы самым сокровенным, со словами "вы всё равно это не будете использовать, потому как вам лень". Так и есть.

Обучающие мероприятия внутри компании, инициатором которых становится как правило её идеолог или владелец, чаще всего воспринимаются коллективом как фан – как возможность переключиться и... отдохнуть. Даже напряженный день, два или три тренировок, подходя к концу, не даёт результата. Почему? Да потому как бизнес-тренинг, любой, не учитывает одной крайне важной детали. Совершенно разной мотивации и обстоятельств, в которые попали компании. Т.е. повод, причина для тренингов у каждого своя, а вот тренинг – для всех один.

Я не говорю сейчас о мастер-классах или обучении, цель которого – расширение границ, поднятие образовательного потолка. Таких мероприятий, надо отдать должное, вообще единицы. Рассказы о сценарном планировании или стратегических инструментах, бизнес–моделировании и целеполагании – это абстрактные, оторванные от реальности и "никому не нужные" образовательные единицы. А вот тренинг по увеличению продаж, по ускорению набора персонала или экономии на закупках – легко. Именно они востребованы рынком, потому как позволят найти быстрое решение для насущной проблемы. Нет продаж – натаскаем менеджеров – будут продажи....

Но это ровно то же решение тактической проблемы, которой подменяют стратегическую. То же самое, что сходить на конференцию к бизнес–аниматорам, но наоборот: пригласить их к себе. КПД безусловно выше – потому как в какой-то момент может наступить озарение и прорыв. Но в любом случае, как отмечает HBR, оно остаётся в рамках "маловероятного" исхода. Иными словами – это случайность.

Проблема в том, что для исправления даже тактических ошибок нужен системный подход. И комплексный. Потому как в основе тактических промахов и недочётов, потери эффективности "здесь и сейчас" и пробелах в предложении – лежит системная ошибка. Как правило, связанная с продуктом и недопонимании его ценностных характеристик. Возьмите любой пример, объект бизнес–тренинга, и проанализируйте причинно-следственные связи. И выяснится с большой долей вероятности, что компания просто не может предложить ничего интересного ни клиентам, ни соискателям, ни контрагентам. И как не шпигуй персонал новыми знаниями – даже если они эффективно усвоятся и будут успешно применяться – эффекта не будет.

И заказчики подобных мероприятий это прекрасно понимают. Но ищут еще один "а вдруг?". Потому как поиск простого решения сложной проблемы – это первый, первобытный и в принципе совершенно привычный нам рефлекс. Если проблема сложная – мы её упрощаем до тех пор, пока не находим простого решения. Но никак не наоборот. Это и обеспечивает постоянный высокий спрос на бизнес–тренинги и огромный оборот этой индустрии.

Tags: образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments