Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Самые лишние на рынке: дистрибьюция и ритейл в современном виде

Дистрибьюция и ритейл переживают непростые времена. Облачные технологии, электронная коммерция включая кросс-бордер, "уберизация", "умное потребление" – риски и опасности со всех сторон. В отрасли происходит крутой замес: рушатся цепочки поставок и иерархии. Суб-дистрибьютеры, суб-суб, и суб-суб-суб и далее по цепочке – тихо умирают, потому как не могут обеспечить спрос релевантным предложением. В общем, все в ужасе, не знают что делать и ничего не делают... И так уже - 20 лет. Да, да - вы не ошиблись.

ОК. Пусть первые российские интернет магазины запустились на пять лет позже. Но я точно помню совещания о перспективах развития отрасли дистрибьюции в 2005-м году, когда была очевидна ситуация: дистрибьютор должен превратиться в логиста. А это было 12 лет назад. За это время с рынка уже ушло гигантское количество посредников, но не адаптировашись к современным реалиям, уйдёт еще больше.

Ситуация же с ритейлом начала проясняться позже, но это тоже вопросы десяти лет, за который ни один российский ритейлер так и не успел толком измениться. Да, только ленивый не добавил себе интернет–магазин. Но суть из-за этого не изменилась. На российском рынке нет ни одного омниканального оператора, хотя эффективность мобильных и онлайн-каналов значительно выше в синергии с традиционной розницей – и это не секрет. Уникальный ассортимент, динамическое ценообразование, непрерывность коммуникации, допуск внутрь инфраструктуры – это все хорошо известные, опробванные, результативные концепции, использующиеся... да не такое большое количество ритейлеров в глобальном масштабе их и внедрило. И причина вполне простая – производственное мышление и корпоративная память.

Я не говорю про отстатлость, я говорю про стереотипы, которые не дают посмотреть на бизнес по-другому. Как дистрибьютеры, так и ритейлеры – не нужны в том виде, в котором они представлены на рынке. Это не значит, что им необходимо уходить. Это значит, что им необходимо меняться. Но если ритейлер делит свой бизнес на "магазин" и "интернет-магазин" – он безнадёжно устарел. "Интернет-магазин" в чистом виде – это вообще перестаёт быть бизнесом уже даже в ближнесрочной перспективе. Бизнес – это то, у чего есть входной барьер. Барьер, который ограничивает рынок. А какой барьер может быть у решившего открыть "интернет-магазин"? Финансовый, на закупку первых партий продуктов и аренду склада?

Но для решения проблемы этого барьера формируется целый пул дистрибьютеров и фулфилмента: первые обеспечивают тебя товарным кредитом, вторые - обрабатывают твои заказы и работают с логистикой и возвратами. Я уже не говорю о стоимости самого интернет–магазина. Зато мы видим, как может развиваться дистрибьютор. Про направление логистическое я уже упоминал. Но есть еще и сервисное. Место в цепочке поставок есть для тех, кто упрощает оборот (фулфилмент и логистика, "последняя миля") и для тех, кто упрощает процесс покупки (собственно, кредитование и страхование). И это – будущее компаний, которые уже сейчас чувствуют себя лишними в современных suply chain.

А что с ритейлом? Уже понятно, что вопрос противоборства "интернет-торговли" и "розничной торговли" – вопрос некорректный. Ты самый большой (глобально) – оставайся в сети. Ты самый маленький (глобально) – оставайся в сети. Все остальные уже вынуждены или будут вынуждены сделать поправки и на умных потребителей и на коммуникации с ними. Но с такой скоростью, с которой осознание вопроса доходит (считай, 20 лет) – еще есть время подумать.

Да, технологии развиваются с умопомрачительной скоростью. Но людям нужны не технологии, а готовые, простые и понятные решения, которые можно использовать с выгодой для себя. А для этого и двадцать лет – не срок. Правда, скорость в любой момент может возрасти. Как только проходит критическая точка, мы сталкиваемся с бурным ростом. И гигантам, которых уже никто, казалось бы, не догонит - порой хватает нескольких лет, чтобы превратиться в пыль. Вспомните историю Nokia. А история ритейла и дистрибьюции нового времени – еще не началась.

Tags: маркетинг, стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “стратегия” Tag

  • Обратите внимание на конкурентов

    Внимание, которое вы уделяете конкурентам – хороший маркер вашего рыночного состояния. Если вы постоянно наносите им ответный удар – это повод…

  • Не влюбляйтесь в свои продукты

    Один из самых сложных моментов в бизнесе — это переход из состояния поиска решений в состояние систематизации процессов, где роль продукта…

  • Инновации, которые уже устарели

    Задумываетесь ли вы порой о том, что все те инновации, что вы выпускаете на рынок сейчас — уже устарели? Для начала немного истории. С 1855 года…

  • Видение вместо лжи

    В российской бизнес-этике принято и допустимо слегка приврать. Это называется приукрасить действительность. В совершенно разных формах и вовсе не…

  • Think different, доступный для вашего бизнеса.

    Если вспомнить историю появления инструментов менеджмента и маркетинга, они все упираются не в школы, а в бизнес, который их и создаёт. Эксперимент,…

  • Больше времени от роста бизнеса

    "Предприниматель - это не тот, кто получает прибыль, а тот, кто получает прибыль, сокращая усилия". Очень важная мысль Питера Друкера,…

  • А давайте НЕ посчитаем?

    Наиболее часто иррациональное поведение проявляется при необходимости осуществить расчёты. Тот выбор, где мы пользуемся "мыслительной"…

  • Новый дивный VUCA–мир как хорошо знакомый старый.

    Я всё время не мог понять, что же мне напоминает VUCA-мир, который сейчас стал таким модным? VUCA - это акроним из английских слов volatility…

  • Красивые планы на будущее как инструмент защиты от конкурентов

    Со стратегической точки зрения один из инструментов манипуляции рынком - это озвучивание собственных намерений. Мы на это обращаем мало внимания, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments