Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Визуализация стратегии: как мы это делаем

Если рассматривать наше (агентсткое) положение в общей иерархии консалтинговых компаний и агентств, то мы занимаем промежуточное положение между стратегическими консультантами и функциональными агентствами, занимающимися непосредственно решением задач развития продуктов, дизайна, айдентики, копирайтинга и коммуникаций. Основная задача и компетенции, с моей точки зрения, это облегчить переложение стратегических решений на тактические.

Основной проблемой для компаний, занимающихся разработкой конкурентной стратегии собственными силами или при помощи консультантов, является не сама стратегия, а её реализация. Что не удивительно: в открытых источниках не сложно найти количество стратегий, которые начинают реализовываться – это 7-10%. Т.е. девять из десяти стратегических документов – просто уходят "в стол". Я лично, еще в бытность работы на стороне клиента, присутствовал при похоронах двух отличных стратегий, написанных авторитетными специалистами, у которых еще учиться и учиться. Я был в недоумении, но потихоньку картина начала формироваться. А после изучения других случаев приобрела законченный вид. Проблема, на мой мой взгляд, заключалась в том, что стратегические инструменты успешно используются людьми с развитым абстрактным мышлением, но совершенно непригодны, непонятны и даже опасны – для людей, у которых подобный навык мышления отсутствует. Т.е. у абсолютного большинства. В этом нет ничего обидного или зазорного, просто так сложилось. Именно поэтому многим планы развития на десять или двадцать лет вперед кажутся полным бредом, а любая концепция, просчитанная не на один-два, а на пять-шесть ходов вперед – это "сферический конь в вакууме". Но с другой стороны именно этим людям, тактикам, отводится ключевая роль в реализации стратегии. И что делать, если они её не могут впитать?

Отсюда и родилась идея "перевести" концепцию с абстрактного языка стратегического менеджмента с целью добиться большей глубины проникновения вглубь корпоративной культуры. Я абсолютно уверен, что каждый сотрудник компании должен знать, куда компания движется – только тогда корпоративная культура не съест стратегию на завтрак. Получилось, что подобный перевод задачей своей должен ставить не только донесение до коллектива общего плана действий по изменению компании, но еще и изменение взаимоотношений внутри компании. Как? Через процесс, который я для себя называю "самоосознание" (хотя, возможно, для него есть лучшее определение).

Как это работает.

Представьте себе, что вы являетесь сотрудником организации... ну работаете, и всё. Сколько таких компаний? Сотни тысяч. Вы хорошо делаете своё дело, но занимаетесь рутиной. Сколько сотрудников могут увлеченно говорить о бизнесе своей фирмы, да еще и так, чтобы это было интересно собеседникам? Единицы. А именно это и необходимо для реализации стратегии – понимание её целей и самого стратегического процесса. Проблема в том, как я писал выше, что одни не видят, другие не верят. Значит необходимо что-то предельно конкретное, осязаемое, материальное – что можно легко описать без выхода на абстрактный уровень, оперируя лишь понятными всем образами... т.е. картинками.

Визуализация цели, того к чему мы стремимся, исходя из практических наблюдений обладает практически магическим эффектом. У меня в практике был всего лишь один случай, когда победил скептицизм – "это сложно", "это нельзя", "мы так никогда не сможем" – компания не была готова к изменениям. Но может это было и к лучшему. В остальных случаях визуализация целей оказывает мобилизирующий эффект. Абстрактные вещи обретают совешенно понятные, пусть даже и немного футуристичные очертания. "Нам надо быть вот такими, делать вот такие продукты, тогда мы станем тем, кем хотим" – это правильный результат, к которому прилагается и план действий – ответ на вопрос "как мы достигнем цели". Хотя на самом деле всё наоборот: это к плану действий (стратегии) прилагаются картинки, материализирующие идеи, заложенные в процессе проведения стратегических сессий и конкурентного анализа. Идеальное будущее, к которому хочется стремиться.

Что мы получаем в итоге? Самое важное – сдвиг в корпоративной культуре, изменение "самосознания". Происходит это благодаря тому, что цель компании, повторюсь, становится не набором обещаний, а набором понятных визуальных образов, доступных для восприятия, обсуждения, развития на следующих этапах.

Достижение цели становится желанным внутри коллектива – это самое важное. Именно это помогает двигаться вперед, реализуя стратегию, которую уже никто не съест.

Tags: syndicated brands, бизнес, маркетинг, стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “стратегия” Tag

  • То же, только дешевле. Распространённая ошибка малого бизнеса.

    Самая распространённая ошибка малого бизнеса – это попытка конкурировать ценой. Она вне логики. Она вне теории, которая есть обобщенная практика.…

  • Два вида эффективности

    Эффективность внедрения изменений мы чаще всего оцениваем с точки зрения точности следования плану (стратегии). Это называется "тактической…

  • Менеджеры по продажам – это недоработка маркетинга

    Это цитата. Утрировано, конечно, но вполне обоснованно. Как хирургию называют бессилием медицины, так и технологии продаж можно назвать бессилием…

  • Обратите внимание на конкурентов

    Внимание, которое вы уделяете конкурентам – хороший маркер вашего рыночного состояния. Если вы постоянно наносите им ответный удар – это повод…

  • Не влюбляйтесь в свои продукты

    Один из самых сложных моментов в бизнесе — это переход из состояния поиска решений в состояние систематизации процессов, где роль продукта…

  • Инновации, которые уже устарели

    Задумываетесь ли вы порой о том, что все те инновации, что вы выпускаете на рынок сейчас — уже устарели? Для начала немного истории. С 1855 года…

  • Видение вместо лжи

    В российской бизнес-этике принято и допустимо слегка приврать. Это называется приукрасить действительность. В совершенно разных формах и вовсе не…

  • Think different, доступный для вашего бизнеса.

    Если вспомнить историю появления инструментов менеджмента и маркетинга, они все упираются не в школы, а в бизнес, который их и создаёт. Эксперимент,…

  • Больше времени от роста бизнеса

    "Предприниматель - это не тот, кто получает прибыль, а тот, кто получает прибыль, сокращая усилия". Очень важная мысль Питера Друкера,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments