Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Немного позитива

За последние пару лет работы в "новой экономической реальности" я наблюдаю не только негативные тенденции, но и те, что несказанно радуют. Я пока не увидел ни одну компанию среди тех, с кем общался, которые изменили свои подходы и начали действовать совершенно по-новому. Но куда более интересен другой тренд: компании начали доставать из запасников самые смелые из своих проектов, задуманных еще ранее. Тогда, в годы всегобщего благосостояния, когда работа сама шла в руки, меняться было очень и очень сложно. Но сейчас, когда количество клиентов стало меньше, многи обернулись и начали смотреть внуть себя. И обнаружили огромное количество идей для развития, не реализованных ранее – было некогда. А сейчас, когда не меняться нельзя – самое время начать их реализовывать. И это очень хорошо.

Такие фирмы, которые кризис ударил по карманам, уже прошли этап "всё пропало" и адаптировались к современным, постоянно ухудшающимся рыночным условиям. Когда надежды рухнули, а восстановление спроса как способ поставить дела в прежнее русло был окончательно отвергнут, открылось второе дыхание: если мы летим вниз, значит рассчитывать на рост спроса в своём сегменте не стоит и, что вполне логично, выход в том, чтобы начать экспансию в другие сегменты. В отдельных случаях отраслевые эксперты могут наоборот, фокусировать своё предложение, убирая "отраслевую шелуху" и лишние звенья цепочки поставок. Но в других – рост за счет новых рынков становится понятной и очевидной стратегией. Это я и наблюдаю. И это радует.

Конечно, есть на рынке компании, которые чувствуют себя хорошо. Релизы роста за счет импортозамещения появляются регулярно, но их тоже надо делить на "добрые" и опасные. Самая большая опасность – в субститутном замещении. Например, когда запрет на ввоз огурцов вызывает бурный спрос на локальные помидоры. Это первый маркер компании, которая может с успехом пройти период стагнации и развалиться сразу после него: спрос, вызванный форс-мажорными факторами, всегда вернётся в равновесное состояние (если к тому времени остатки рыночной экономики еще будут функционировать). Об этом необходимо помнить. И те, кто с радостью переключился на местное, с такой же радостью переключатся обратно, на более дешевое и качественное привозное. Потому как дешевле и лучше сделать локально пока получается далеко не у всех. Но и здесь конкуренция не стоит на месте: питающиеся исключительно духом патриотизма компании быстро исчерпают свой ресурс, потому как "покупка локального" и "следование моде" – два совершенно разных процесса принятия решения. И, слава Богу, спекуляции на имперских амбициях присущи совсем немногим компаниям. По крайней мере из тех, кого я встречал, подобные мотивы вовсе не возбуждают – а вот вопросы безопасности бизнеса и конкурентных барьеров – да. И здесь процесс изменений и перехода от сервисного к производственному фокусу очень радуют.

Во многих отраслях небольшие игроки, далеко не самые известные на рынке, готовят собственный бегкраунд для дальнейшего развития. Такое не может позволить себе крупная компания. Поэтому на рынке начинается время подрывных инноваций, и время очень подходящее. Не производители, а потребители постоянно пересматривают свои отношения с производителями и дистрибьютерами. "Иллюзия большого выбора", сформированная полочным предложением, заканчивается – покупатели B2C понимают, что сетевые ритейлеры им предлагают выбрать между одинаково несъедобными продуктами. И ищут альтернативы. Но тоже самое происходит на рынке B2B. Волна "урезания костов" прошедшая почти три года назад серьезно сказалась на многих компаниях: они выжили, но расстались с остатками и без того скромной репутации. А учитывая долгие периоды времени между поставкой решения и реакцией потребителей в этом сегменте – самое интересное только начинается. Мишура, описанная в абзаце выше, начинает опадать и многие бизнесмены и стартаперы, радостно нацепившие будёновки в 2014-м, оказываются, простите, без трусов. Рынок съел, пожевал и выплюнул почти всех. Потому как пока ещё рынок. А значит пользоваться модой и форс-мажором можно, но нельзя забывать о продукте.

И о нём не забывают. На фоне ужасающих результатов оптимизации контраст между "плохим" и "хорошим" продуктами резко увеличился. И это, пожалуй, самый интересный рыночный тренд – подобное разделение. Но вот что действительно радует, что "хороших" оказалось значительно больше, чем я ожидал. Точнее даже не так. Их, на мой взгляд, становится достаточно, чтобы переломить рынок, повернуть его к себе. И если падение не ускорится из-за внерыночных причин, то следующий год станет переломным на многих рынках. Не в плане количественного роста, но в плане качественной его составляющей.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments