Ставки на диджитал или опасные тренды в трансформации бизнеса

В прошлом ноябре я читал лекцию по digical перед студентами Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета. Термин, обозначающий слияние цифрового и физического продуктов ввёл один из мощнейших игроков на рынке стратегического консалтинга, Bain, – и ввёл неспроста.

Совсем недавно у McKinsey вышла статья про трансформацию компаний, где сравнивались рынки доставки еды: "старый" (которому, о боже, чуть более 15 лет) и "новый". Оба предлагают сервис по выбору и доставке еды из ресторанов. Первый – типичный агрегатор, перенаправляющий потебителей "за процент" и предлагающий услуги автоматизации. Второй – имеющий собственную логистическую инфраструктуру. Иными словами, собственную службу доставки. И вторые, появившиеся всего несколько лет назад, активно догоняют первых. Почему? Да потому как они удобнее.

Uber уже обзаводится собственным автопарком. AirB&B и Booking скоро начнут строить свои гостиницы, а Amazon из продавца станет производителем. Звучит как фантастика? Но на самом деле нет. Цифровые бизнесы, связанные с обслуживанием, не могут составить конкуренцию сервисам по удовлетворению потребностей. А они у нас, за редким исключением, имеют материализацию. А значит и выиграют в борьбе за клиента сервисы интегрированные, а не интерфейсные. За одним исключением – если они не создадут дополнительную ценность, сопоставимую с материализованной.

Каким бы прекрасным не был сервис заказа такси, пусть даже UBER, ему надо развиваться. Не так, как принято в отрасли, но инвестиционный климат таков, что не показывая бурного роста, ты перестанешь быть любимчиком инвесторов. А что делать приложению? Куда расти? В смежный отрасли – вполне возможно. Курьерская доставка может быть переложена на подобные диджитал, продукты. А услуги почты? И дальше мы приходим либо к лицензированию, либо к более глубокой автоматизации. UBER без водителей – это будущее. Покупаешь машину с автопилотом и шериш её с подобным сервисом, когда она свободна. Если захочешь. А в итоге удачные цифровые стартапы просто вынуждены развиртуализироваться в поиске дополнительных ценностей, оптимизации затрат и расширении рыночных долей. Потому как всё остальное в ближайшем времени станет абсолютно бесплатным.

Мода проходит, рынки выравниваются и цифровой крен, давший возможность для спекулятивного роста, постепенно сходит на "нет". Цифровые технологии дешевеют и перестают быть конкурентным преимуществом – это хорошо понимают окружающие. Простые и понятные, доступные диджитал-продукт сначала взрывают рынки, а потом просто освобождают их. Сколько еще недавно платных опций стало бесплатными, условно–бесплатными или freemium? Еще недавно мы платили по 7 000 долларов за пакеты Adobe, по 20 долларов за CD-диск и по сотне с лишним за новую операционную систему. А что сейчас? И этот процесс не остановится – он будет затрагивать одну отрасль за другой, делая IT-решения не доминантой и основой капитализации, а сервисным аттачментом к физическому продукту. Да, абсолютно переосмысленному, но материальному.

Для многих это пока кажется фантазией, но не надо вдваваться в аналитику и погружаться в тренды. Достаточно для себя очертить список полностью цифровых продуктов, которыми вы пользуетесь и посмотреть на те, которые просто помогают (или упрощают) доступ к материальным благам и сервисам.... Это не тренды, это здравый смысл.
Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

Comments have been disabled for this post.