Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Четыре совета для малого и микро- бизнеса

Маленькие компании и ИП переживают не самые легкие времена. Я волею судеб за последние лет восемь-десять, общался куда больше чем с сотней предпринимателей из совершенно разных областей деятельности и даже разных стран. Большинство из них уже давно занимаются чем-то другим, пройдя свои 5-10 лет в собственном бизнесе. Но есть и те, кто не просто остался, но и вырос, окреп, и даже из малого бизнеса превратился в серьезного конкурента федеральным игрокам. Я пытался понять, в чем их особенность. Хотя бы среди тех, с кем довелось сотрудничать в рамках совместных проектов. Но интерес представляют вовсе не те, кто преуспел – каждый "выстрелил по-своему". А вот те, у кого не получилось, несмотря на предпосылки, оказалось, допускают одни и те же ошибки. Вот прямо по лекалу. Хотя, возможно, эта классификация получилась слишком общей, и поэтому в неё вписываются все – от продавцов овощей до небольших системных интеграторов. В общем – это и советы и предмет для дискуссии, итоги которой оформлю в отдельный пост:

1. Ищите
Эту мысль я еще повторю, но если вы занялись предпринимательством (микро- и малым бизнесом), то единственный шанс выжить на рынке – это стать уникальным. Даже если вы продаёте одежду – найдите себе... уникального поставщика. Экономическая модель середины 10-х серьёзно изменилась: нет проблемы найти клиентов для вашего магазина или ресторана. Есть проблема найти что-то, чего не будет у остальных. Это прекрасно понимают крупные игроки, которые перераспределяют свои ресурсы не в сторону "накручивания потребителей", а в сторону поиска производителей, способных обеспечить только их уникальным продуктом. В малом бизнесе тоже самое. Не нужен уникальный, постоянный, лояльный потребитель – это мечты и фантазии. Нужен уникальный поставщик – готовой продукции, ингредиентов, технологий, локация, наконец, – не суть. Это если мы говорим о посреднической деятельности. Если вы создаете собственный продукт сами... про уникальность я уже много писал.

2. Учитесь
Самая большая беда – это когда в бизнес идут от собственной безграмотности. Неосознанно, конечно. Но сколько таких историй – не хватает сил для карьерного роста? Значит открываем своё дело. Предприниматели, ставшие легендами, всегда не уходили от наёмной работы, а стремились реализовать собственное видение, собственный путь решения той или иной задачи. Который, как правило, им не удалось продвинуть у их боссов. И это их мотивация.
А у вас? Но даже если знания есть – их постоянно приходится совершенствовать. И я не об умении продавать и о менеджерских навыках. Я о вашем продукте. О технологиях, об инновациях, о конкурентах, об истории. Смотрите на пункт выше – у вас нет выбора: либо вы делаете то, что не делают другие, либо вы исчезаете. И чем позже это произойдет (исчезновение), тем серьезнее будут его последствия для вас же. Поэтому допинг в виде "как научиться продавать больше" – не помогает. Не помогает то, что не решает основную задачу. А основная задача – это создание, укрепление и развитие своего ценностного предложения. Того, ради чего к вам только и приходят.

3. Фокусируйтесь
Нет ни одной на столько разрушающей бизнес силы, как непоследовательность действий. Я это в том числе хорошо испытал на себе, точнее на своей семье. Моя мама, вполне себе малый предприниматель, выросший из "челночников" всё время искала "новые темы", новые товары, новых клиентов. В итоге её "сфокусированные" друзья и подруги, специализирующиеся на джинсах, пальто или обуви, давно уже переросли в сетевые магазины, а она – закрыла свой бизнес. Почему? Потому как любой, даже самый малый бизнес – это последовательная работа по наращиванию знаний, компетенций и аудитории. Нет её – нет бизнеса. Везде есть всплески и провалы. Везде есть изменения спроса. Но если вы не видеосалон, "профукавший" и появление видеомагнитофонов, и видео-проката и интернет – угрозы глобальной смены потребления у вас нет.
При этом необходимо понять одну важну вещь: вы не P&G, не Samsung и не Zara с H&M. Вы работаете в условиях крайне-ограниченного ресурса: вам не доступны ни дешевые кредиты, ни инвестиции, ни медиа. Поэтому устраивать из свогео магазина Marks&Spencer, из маленького бюро услуг "дом быта", а из маленького кафе целый ресторанный дворик – ровно то, что вас убьёт. Я не знаю ни одной истории, когда такие "широкоассортиментные" малые бизнесы выжили. И коллеги не знают. Зато знают кучу историй о том, как активно развиваются и достигают успехов монопродуктовые предприниматели. И не слушайте различных гуру: помните, что их работа – это получить деньги с вас. А значит они будут рассказывать то, что приятно слышать вам, но не вашим клиентам.

4. Доводите до конца
Это еще одна проблема. Довести до конца – адски тяжелая задача. Поэтому обычно такого не происходит. Зато всегда есть отличная отговорка: "нет денег". Нет денег, чтобы достроить ценностное предложение – значит нет ценностного предложения. Это как на месте столовой открыть ресторан молекулярной кухни, но оставить интерьер столовой. Звучит смешно, но посмотрите вокруг – сколько таких примеров. Но я не знаю ни одного случая, когда изменения завершить надо было лишь благодаря неимоверным финансовым вложениям. Особенно в малый бизнес. Конечно хочется всё и сразу, но мы помним про ограниченность (собственных) ресурсов с одной стороны и то, что нельзя быть "немножко беременной" – с другой. Так и балансируем. Это и есть специфика малого бизнеса. Из этого баланса очень легко "спрыгнуть" в какой–нибудь другой бизнес или "тему... см. п. 3.


Tags: бизнес
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments