Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетинговая эстетика и визуальный "рёв".

Когда я учился в школе – я "учился дизайну" - изучал дизайн как художественное проектирование. Ходил "в кружок", сначала в "Доме Пионеров", позже - в студию дизайна при училище Мухиной, где три раза в неделю мы сначала рисовали натюрморты и изучали композицию, а позже создавали свои проекты и даже участвовали с ними в выставках. Паралельно с обучением родители выписывали мне страшно дорогой журнал "Техническая эстетика", который (представьте себе, в 1987-м году) упаковывали в пакет в издательстве, перед тем как передать на почту. Оттуда я, в 10 лет, узнал что такое ноосфера, и о том как люди будут взаимодействовать друг с другом через беспроводные устройства с сенсорными экранами, которые будут оборачиваться вокруг запястья. В журнале разбирали что хорошо, а что плохо в советских электрочайниках и фотоаппаратах: в каждом журнале был тест на юзабилити, т.е. эргономику продукта. Там же я вычитал про человекоцентричный дизайн и cabforward-концептах Крайслер, чудо-компьютерах Apple и истории Braun.

Возможно это и помогло: я не мастер создавать что-то красивое самостоятельно, но чувствительно отношусь к тому, как плохой дизайн и дурной вкус портят окружающий мир. Я уже как-то писал на эту тему, кажется это было про махающие руками манекены, расставленные по улицам города с целью привлечь внимание покупателей. Маркетинг – это всегда ответственность. Как строители отвечают за городской ландшфт и комфортность окружающей среды, так и маркетологи вместе с дизайнерами отвечают за наше хорошее настроение и удобства жизни. Не только через свой продукт, и это очень важно. Дитер Рамс писал в своих десяти постулатах, что дизайн должен быть экологичным (их все я тоже перевёл и разжевал в этом блоге). Но экологичный – это не биоразлагаемый, это не засоряющий глаз. Визуальный мусор, который создают маркетологи и предприниматели с легкой руки бизнес-тренеров, гуру, инфобизнесменов и прочей нечести (бизнес-аниматоров), даже не задумывающейся на тему хорошего вкуса, который любой приличный человек должен в себе воспитывать самостоятельно, становится нормой. Налепить тысячи стикеров и рекламных объявлений на магазин, сервис–центр или ресторан – норма. Забить всё рекламное объявление мелким текстом, ни оставив ни капли свободного места – норма. Почему? Потому как вкус и так дурной, а его еще и подстёгивают всяческими "полезными советами", как выжать больше из рекламного пространства.

И ведь это работает! Конечно работает. Но если бы этот дизайн мог разговаривать, проходя по улице мимо такого обилия информации вы бы каждый раз были бы оглушены рекламным рёвом. Не важно кому, важно громче всех – вот принцип российского маркетинга в его "низах". И вот когда вы постоянно сталкиваетесь с этим "визуальным рёвом", вы совершенно незаметно для себя и естественным образом – становитесь агрессивными. Когда кассира окружает агрессивная и яркая реклама на рабочем месте – он звереет. А еще и покупатели под прессингом. Какой здесь может быть "качественный сервис", когда сделано всё, чтобы вы как следует разозлились и перевозбудились. И вот такая визуальная помойка выдается за норму. Почему? А потому как нет воспитания. Более того, нет и ответственности. Главное – продать своё. А как ты своими "продажами" испортишь жизнь окружающим – уже не важно. Главное лишь в том, чтобы кричать громче.

Самое любопытное, что упростить жизнь и себе и потребителям – под силу маркетологам. Надо лишь "сбавить темп". Сделать это в одиночку? Почему нет. Но это игра "вдолгую". А к ней мы не готовы. Поэтому визуального мусора становится всё больше, и он всё больше раздражает - незаметно вгоняя в стресс.

Сколько раз на практике проверено и подтверждено: на фоне всеобщего злоупотребления вниманием (забить информацией всю отведенную под неё площадь), созав чистую поверхность с мелкими буквами (которые не разглядеть слепой бабушке) вы увеличиваете в разы эффективность восприятия вашего объявления, витрины, вывески. Потому как важен контекст. Чтобы ярко выделиться среди крупных – проще всего быть мелким. И этим ты станешь заметнее. Хотя, возможно, чтобы это осознать, нужно не только экономическое и психологическое, но еще и художественное образование? Хотя здесь всё держится на здравом смысле. Выигрывает всегда не тот, кто больше, а тот – кто заметнее. А быть заметным, значит быть не радикально не похожим. Единственное, надо еще и быть уверенным в том, что ты отличаешься на самом деле.

Потому как другой способ тоже хорошо известен и применяется очень часто. За огромным количеством деталей, за тоннами информации и сообщений, посылов и месседжей куда проще спрятать... отсутствие смысла, идеи или продукта. Когда они есть, просты и понятны – и усложнять ни к чему. Можно просто рассказать о главном.
Tags: дизайн, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments