Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Предвосхищение ожиданий

Не замечали, что значительно чаще стали разочаровываться в товарах, которые взяли в руки в магазине после того, как внимательно изучили их в Интернет? Всему виной 3D-технологии, которые позволяют создавать максимально реалистичные изображения продуктов компании. Более того, они же позволяют создать изображения идеального продукта: где все швы ровны, материалы приятно поглощают свет и отливают на солнце, заставляя выбранное вами нечто прямо сиять изнутри и излучать красоту. Но подойдя к заветной мечте в магазине и ухватившись за неё очень часто мы брезгливо одергиваем руку. Холодный металл оказывается дешевой теплой пластмассой, тяжелое легким а идеально ровное - допустимо кривым и не очень приятным на ощупь. И будучи уже готовыми купить... мы устремляемся искать альтернативу. Потому как виртуально сформировали для себя картинку идеального продукта, который разочаровал при встрече. Это на личном опыте.

На корпоративном уровне с нами происходит тоже самое. Очарованные интервью или выступлениями владельцев и менеджеров, фотографиями офиса, наградами, портфолио – мы создаем себе впечатление о бизнесе, с которым будем работать, еще до того, как познакомимся с ним в реальности. С одной стороны это здорово – скептический настрой требует от нас придирок и мелочности, предвосхищающий – закрыть на это глаза и наслаждаться будущим сотрудничеством. Оба из них – весьма проблематичны. Если первый, выражающийся в поиске котов в мешке, попыток обмануть и т.д. порождает недоверие, которое сводит на нет положительный эффект сотрудничества, то второй при всей своей позитивности таит не меньше подводных камней и представляет порой куда большую опасность.

Проблема в том, что активно пиаря собственный бизнес и рассказывая исключительно о его достижениях, об удачных кейсах и о различных других маркерах успешности, мы чаще всего формируем уверенность в достижении 100-ного результата от сотрудничества. И даже больше, дать больше чем от нас ожидают. Но универсален ли этот подход? Нет. Чем больше ты ждешь, тем больше шанс разочароваться.... даже там, где это делать совершенно не стоит. Например, стоит ли разочаровываться в том, что заказанный тобой дизайн не получил наград на международном фестивале, а лишь помог увеличить продажи в 5 раз? Конечно нет! Ведь ты получил работающий продукт. Но если венценосный образ агентства (bureau, простите), к которому ты обратился, гарантирует тебе Каннского Льва или еще что нибудь – не получив его ты разочаруешься. Другим дали, а на тебе эти товарищи отработали спустя рукава...

На самом деле "супер-позитивный" клиент, который жаждет работать с компанией – это опасный клиент. Он уже предвосхитил события вокруг своего проекта и теперь единственное, что он сможет сделать – это испытать разочарование. И не важно, внешний это клиент или внутренний. Разочароваться может и проходящий собеседование соискатель, оказавшийся явно не в офисе Google или Yandex, хотя сформировавший о вас именно такое впечатление. Разочаровать может и поставщик, который ждал от вас чуть более точного соблюдения сроков и т.п.

В чём суть. Очень часто компании в поисках своих клиентов (или сотрудников) целенаправленно создают себе имидж. И не менее часто начинают увлекаться созданием его так, что образ компании очень сильно отдаляется от реальности - как с 3d-моделью. В стремлении показать себя с лучшей стороны мы забываем о способности человека додумать детали за нас и сформировать свой образ, помогающий сделать выбор. Свой образ идеального решения, свой образ вашей компании. И ожидая, что решение его проблемы будет идеальным он на столько "дорисовывает" ожидания, что после взаимодействия не испытывает ничего, кроме разочарования. Но ведь в этом именно ваша вина! "Мы в ответственности за тех, кого приручили".

Что нужно делать, чтобы этого не произошло? Сложно дать универсальный совет. Хотя быть самим собой не мешает ничто. Следить за образом и не устраивать из корпоративных коммуникаций доску почёта вместе с красным уголком. Все зависит от вашей сферы деятельности – чем абстрактнее ваш продукт, тем опаснее переборщить с имиджем. И тем важнее следить за своими обещаниями и тем образом, который строится в голове у ваших потенциальных клиентов и партнеров.

Tags: бизнес, брендинг
Subscribe

Posts from This Journal “брендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments