Русскому человеку — русский дизайн?

Очень часто я встречаю мнение, что иностранным дизайнерам и агентствам ну прямо не понять загадочной русской души и ментальности, поэтому они с российскими марками работать не могут. Чистый бред, если говорить откровенно. Но давайте посмотрим, откуда он появился.

На мой взгляд, на распространение такой безусловно-ошибочной точки зрения повлияли несколько факторов. Первый из них – это сами иностранные агентства, резво принявшиеся осваивать российские деньги в середине 2000-х. Как раз в тот момент, когда начали лопаться американские деривативы, я был в Лондоне и общался с британскими дизайнерами в рамках The Design Embassy - национальной программы поддержки британского дизайна и его экспорта по всему миру. Я пообщался тогда со многими - это от агентств из трех человек, работающих в пригороде, до именитых. Оставлю без имен, но упомяну таких монстров как "Сааша и Сааша", "Найдентика", "ВВИО" и многие другие. Всего было чуть более тридцати, с кем удалось провести неспешную беседу и даже побывать в гостях у некоторых. Я об этом писал по-приезду: среди компаний были и труженники с впечатляющими результатами, и весьма откровенные "откатчики". В дальнейшем я не раз сталкивался с результатами подобной работы. Даже если никто никому не платил, но порой за известным на весь мир брендом не стояло ничего – работа перепоручалась низкопрофессиональным исполнителям. Это работа бренда в плохом смысле. Но и этот подход – сильно подпортил репутацию "западников". Для них российский рынок казался "шабашкой", для нас – явным культурным конфликтом. Ведь нельзя же обвинить крупное агентство в мошенничестве – просто не поняли русской души...

Это с одной стороны. С другой – это оценочное суждение, которое базируется на собственном опыте высказывающих подобную мысль. И оно – значительно интереснее. Дело в том, что ни одну из работ по брендингу или дизайну невозможно сделать правильно без погружения в соответствующий культурный контекст. Т.е. в культуру и среду компании. А это, фактически, серьезное исследование мотивов потребления: того кто, что и как выбирает и покупает. Когда ты погружен в культурный контекст "по праву рождения", то многие вещи не требуют объяснений и понимания – ты делаешь их "потому как так делают все". Т.е., фактически, ты формулируешь предпосылки исходя из собственной точки зрения. И именно поэтому и кажется невероятным тот факт, что кто-то, кто не погружен в данную среду постоянно, может сделать что-то релевантное ей. Хотя по-сути наибольшую угрозу представляем именно мы, те кто погружен. Потому как мы находимся именно в той коробке, из которой очень хочется выбраться.

Я еще не встречал в своей жизни ни одного европейского дизайнера, который не был бы знаком с русской культурой и искусством, не знал, как обращаться с кириллицей и не смог бы воспроизвести или переосмыслить национальные паттерны. Конечно, среди них тоже попадаются разные... Но и не надо хвататься за европейское происхождение как за палочку-выручалочку. Ровно так же, как и не надо обходить их стороной, считая, что русская душа марки раскроется только в руках у русского дизайнера. Мракобесие всё это. Смотреть надо - на то, как человек или агентство подходит к выполнению своей задачи, на чем делает акцент в общении, на сколько заинтересовано в работе. А "этнический" дизайн – это компетенция любого дизайнера. Любого образованного дизайнера.
Tags:

Posts from This Journal by “дизайн” Tag

По моему опыту, основные сложности со стороны западных дизайнеров возникают при работе с кириллическими шоифтами. С теми буквами, которых нет в латинском написании.
Поскольку для дизайнера совершенно неведомо с какими пропорциями должна получаться, допустим, буква"Щ" - они руководствуются логикой построения из латиницы. Результатом становится либо нечитаемой слово, либо странная и неудобная для восприятия композиция.
Это особенно заметно на этикетки, где название занимает почти все пространство.
Т.е. все красиво, но прочитать сложно.
Возможно. Но, например, я постоянно работаю с британским типографом, у которого подобной проблемы нет. Русские буквы не составляют серьезной сложности, ведь оперируют не смыслом, а формой объектов и пространствами между ними и внутри них.
Смысл скаладывается из понятной и узнаваемой формы. Если красивая форма неузнаваема как буква, то и слово с этой буквой становится графическим образом в первую очередь, и носителем смысла во вторую.
Для этикетки это критично. Безусловно, вопрос решаемый, особенно при наработке опыта, но в целом проблематика есть.
Мне кажется, есть одно исключение - нейминг.