И снова о lean и mvp. Про важность эмпатии.

Пожалуй, это борьба с ветряными мельницами, но всё-таки.

Понятно, почему такой подход вместе с lean снискал себе популярность. Ведь мотивы ровно те же, что и у мошенников из "бизнес-молодостей" и прочих псевдо-бизнес-школ и тренеров. Волшебная пилюля – это самое универсальное средство. Им пользовались с незапамятных времен и даже обличали в стихи и песни. Помните про "на дурака не нужен нож...". А т.к. еще Чехов отмечал обширность данной аудитории на просторах России, склоняясь к распределению 99 к 1 не в пользу умных, то у нас популярностью пользуется наименее затратный подход: обещание успеха работает прекрасно само по себе. С западным рынком все сложнее, поэтому и форма пилюли оказалась более продвинутая, а на нашем образовательном рынке так вообще сошла за полноценные знания. Хотя, надо отметить, знания там есть. Толку от них нет. Но т.к. lean-startup – это продукт с целевой аудиторией в виде не мыслящих рыночными и ценностными категориями IT-шников, то он вполне себе коммерчески успешен. Легче продавать тот подход, который потребует от стартапера наименьших усилий.

И это – совершенно нормально. Мы ищем максимально простой и быстрый способ решения проблемы. Именно это и дают lean-технологии, исказившие родоночальную концепцию бережливого производства. Ведь бережливость – это экономия. На чем же предлагают экономить авторы концепции бережливого стартапа? Практически на всём кроме себя.

Тема того, что часть работы должна быть передана от производителя блага к потребителю нашла здесь наиболее широкое развитие. Мы передаем потребителям почти всю работу, взамен получая от них фидбеки. Более того, наиболее "наглый" набор инструментов предполагает, что компания вообще ничего не делает – сразу тестирует идею, создавая иллюзию существующего продукта. Я помню, как как-ой то идиот бравировал тем, что создает сайт для продукта (которого нет) с возможностью покупки. И только на последней стадии (оплаты) выясняется, что купить продукт невозможно. Потому как он не существует, а просто тестируется идея. Такому бы "предпринимателю" потестировать идею ресторана или, еще лучше туалета. Геотэг есть, а туалета по ней – нет. "Идея размещения туалета в данном месте тестируется".

Суть порочной практики такова, что концепция lean предлагает переложить все предпринимательские риски с поставщика на потребителя. Т.е. она производителе-центричная, если можно так сказать. А мы прекрасно знаем, что в истории нет ни одного случая, когда производитель смог добиться рыночного успеха тогда, когда думает только о себе. И здесь включается длинная цепочка связей, которая обрекает на провал всех последоватлей lean. Она не инструментальная, а идеологическая. И в ней главная причина.

Можно достичь нужного результата используя набор неправильных инструментов и гипотез. История знает такие примеры. Можно получить необходимый результат, не используя вообще ничего. Но это не будет случайностью. Это будет чистый продукт "предпринимательской способности" которая выражается... в маркетинговом мышлении. Т.е. в способности встать на место и конкурента и, что важнее, потребителя. Понять, оценить, применить к себе. Именно это определяющее стремление и ложится в основу успешного бизнеса. Других вариантов просто не бывает. Бывают случайности, основанные на конъюнктуре несбалансированного рынка или административных рычагах. Если этого не наблюдается – путь только один.

Но вот что интересно: lean-подходы абсолютно противоречат этой идеологии. Т.е. при перекладывание ответственности и работы на потребителей – это вовсе не маркетинговое мышление. Это скорее "легкий путь срубить бабла", который только кажется легким. А истории успеха появляются как у "Бизнес-Молодости": если из 100 000 слушателей кто-то сумел за год заработать на сильно подержанный Porsche – это случайность, а не заслуга инструментов и методов. С lean - та же самая история.

Но если вернуться к исходной идее – в бережливом производстве нет ничего плохого. Нет ничего плохого (да и нового) и в поступательном развитии продуктов – это называется прогрессом и ничего нового в таком подходе нет. Просто для этого надо много работать и хорошо разбираться в собственном деле, и еще (к тому же) иметь возможность и способность побыть потребителем. Этим и отличается обычный (успешный) программист от успешного предпринимателя. От первого не требуют способности к эмпатии, он решает задачи. Но она принципиально важна для второго.

Присутствует она или нет – достаточно первых 30 секунд разговора о продукте, чтобы это понять. Это на столько очевидно и лежит на поверхности, что скрыть данную способность невозможно. Если она есть. И если она есть – lean-startup и mvp в его "концептуальном" проявлении вызывают органическую неприязнь. А если нет – то шансы стремятся к нулю.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

MVP бывает очень разный.

Обычно смысл MVP -- "просунуть ногу в дверь" на рынке, если у продукта есть какая-то уникальная особенность.

Как я смотрю, часто этот минимальный продукт бывает "имиджевым". Он нефункционален и не приносит пользы, но факт его приобретения демонстрируется, как "наша компания идет в ногу со временем".

Иногда это работает и продукт развивается и становится сколько-то полезным. Я знаю несколько крупных компаний, которые начинали ровно с этого и сейчас отлично себя чувствуют (Checkpoint, Infowatch).

Есть целый сегмент рынка с довольно приличными деньгами (квантовая криптография), который завис в этом состоянии уже несколько лет.

Иногда (как в случае с Google Glass) это торпедирует рынок технологии на несколько лет.

Edited at 2016-08-21 09:18 am (UTC)