Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Не ставьте конкретные цели

Мы знаем, что постоянство мыслей - не есть положительная черта человека. Вера в идеалы и "упертость" – характеристики совершенно разного порядка, и это прекрасно ощущается в общении и в достижениях. Следование конкретной цели – это хорошо, но лишь с одной стороны. С другой стороны, сфокусировавшись на такой задаче мы чаще всего упускаем куда больше, чем выигрываем. Здесь необходим баланс, потому как хватаясь за всё сразу – мы не получаем вообще ничего. Именно поэтому логичным кажется противоположный выбор: теперь я поставлю перед собой цель и буду работать на её достижение невзирая ни на что. Знакомая ситуация. "Возьми и сделай" – это любимая мантра всяческих бизнес-тренеров, коучей и прочей рыночной нечисти, выходцев из запрещенных в мире тренингов личностного роста, адаптирующих эту технологию к росту корпоративному. Но ведь в бизнесе творится тоже самое:

Вы либо ищете любую возможность подзаработать (А), либо – фокусируетесь на цели стать лидером своего сегмента или рынка (Б). Первое вроде как порицаемо и практикуется тем бизнесом, который не станет большим никогда. Второе – чаще всего встречается у компаний, опьяненных собственным ростом благодаря удачно сложившейся рыночной конъюнктуре или пустой нише. И, кажется, рост и успех теперь будут вечными, а цель – близка как никогда.

Но если в жизни целью может быть фиксированная величина типа "удачно выйти замуж", то целью бизнеса является... сам бизнес. Т.е. поддержание его в том состоянии, когда он приносит доходы, адекватные или превосходящие вложенные в него ресурсы и усилия. Проблема в том, что для многих бизнес превращается в хобби. Т.е. процесс зарабатывания денег организован вокруг того дела, без которого жизнь вряд ли представляется полноценной. Это очень круто, но давайте подумаем, так ли часто это бывает? Более того, подобный фанатичный подход – это подход не "лидера рынка", а компании второго эшелона, которая сознательно упускает рыночные возможности, реализация которых не принесет удовольствие собственнику.  Комании же с "коммерческим духом" находятся в безусловном соответствии с ценностными ориентирами их владельцев, но при этом куда чаще удовольствие приносит не процесс создания блага, а процесс зарабатывания денег. И эта ситуация встречается не так часто, как мы думаем.

Именно поэтому прогрессом движет неудовлетворенность: покупателей – продуктом, бизнесменов – доходом и (что крайне важно) гарантиями стабильности. Случай "как мне заработать" – это первый случай из второго абзаца (А). Первый мотив, на этапе становления бизнеса. "Как мне сохранить или увеличить свой доход" – это уже "головная боль" взрослого бизнеса вне зависимости от его размера. И вот теперь мы возвращаемся к постоянству мыслей и единой цели.

Такой подход оказывается просто неконкурентен. И именно поэтому стратегии имеют такой низкий процент реализации – около 7%. Не потому, что стратегии были плохи, а потому как цель изменилась в процессе. Т.е. после ревизии и корректировки, стратегия рассчитанная на 10-15 лет, например, может быть пересмотрена 3-4 раза и даже более. А пересмотр стратегии - это пересмотр не только необходимых изменений, но и прежде всего целей, для которых эти изменения внутри компании и совершаются.

Другое дело, что "плавающая цель", получающаяся в итоге постоянных стратегический ревизий – всё равно находится в разумном диапазоне решений. Это можно сравнить с процессом захода на посадку в аэропорт большого самолета: корректирующие действия пилоты (и даже автопилоты) выполняют даже не до момента приземления, а до момента выключения двигателей. Образно конечно, но в этом и суть. Но можно ли считать целью само "призмеление"? Это как наша цель – "заработать все деньги в мире". В принципе и ничего себе такая цель, но что потом?

"Диапазон целей" - тоже относительное понятие. Ведь в них укладывается и "рыночное метание" (А). Вот для этого и нужны миссии, философии и видения – скорректировать собственный диапазон целей, понять на сколько вы готовы меняться и как трансформировать свой бизнес, чтобы решить главную проблему – постоянство занятости и доходов от этой занятости. А в основе этих на первый взгляд бесполезных терминов – ваши компетенции, стремления, мироощущение.

Четкая вера в результат на протяжении долгого пути следования к нему обнаруживается лишь в случае успешного достижения цели. "Я всегда верил в то, что... " – это красивая фраза, но сказанная чаще не "до", а "после". Когда победа очевидна и признана. И вы так можете говорить. И я. И это красиво. Но быть негибким в процессе достижения – очень опасно. Не менее опасно, чем быть слишком гибким. Дело не в том, что вы не достигнете цели. Достигнете. Но вот какой ценой, какими ресурсами? Об этом надо помнить всегда. На мой взгляд.

Именно поэтому к целеполаганию надо подходить очень взвешенно. Проще всего отмахнуться и поставить количественные показатели. Чуть сложнее – пересилить себя и дать качественное определение своим целям. Но честнее и эффективнее всего – задать возможный диапазон, рамки, поля, в которых эта цель должна находиться. И развиваться, конкретизируя цель по мере приближения к ней.

Tags: бизнес
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Есть ли у вас технология?

    Питер Друкер однозначно писал о том, что задача каждого (нового) бизнеса — быть другим. Т.е. не повторять конкурентов, а создавать продукт…

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Про образование в бизнесе

    Если человек плохо знает иностранный язык – он не обижается и признаёт этот факт. И не оказывает услуги по переводу, например. Но если человек плохо…

  • Сложная работа с консультантом

    Помогать выстраивать бизнес правильно – это интересная работа, в рамках которой обе стороны получают новые знания и навыки: консалтинг – отраслевые,…

  • Опасности удобных знаний

    Конфуций писал про то, что учение без размышления бесполезно, а размышление без учения опасно. Если первое действительно остаётся лишь на словах, то…

  • Для агентств, консультантов и тренеров...

    Меня часто спрашивают, как правильнее организовать свою работу с клиентами во время нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне. На самом…

  • Четыре шага превращения предпринимателя в бизнесмена

    Крайне редко успешное предпринимательство начинается с изобретения. Инновации – это удел крупных компаний, а доля изобретателей, сумевших выстроить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment