Не ставьте конкретные цели

Мы знаем, что постоянство мыслей - не есть положительная черта человека. Вера в идеалы и "упертость" – характеристики совершенно разного порядка, и это прекрасно ощущается в общении и в достижениях. Следование конкретной цели – это хорошо, но лишь с одной стороны. С другой стороны, сфокусировавшись на такой задаче мы чаще всего упускаем куда больше, чем выигрываем. Здесь необходим баланс, потому как хватаясь за всё сразу – мы не получаем вообще ничего. Именно поэтому логичным кажется противоположный выбор: теперь я поставлю перед собой цель и буду работать на её достижение невзирая ни на что. Знакомая ситуация. "Возьми и сделай" – это любимая мантра всяческих бизнес-тренеров, коучей и прочей рыночной нечисти, выходцев из запрещенных в мире тренингов личностного роста, адаптирующих эту технологию к росту корпоративному. Но ведь в бизнесе творится тоже самое:

Вы либо ищете любую возможность подзаработать (А), либо – фокусируетесь на цели стать лидером своего сегмента или рынка (Б). Первое вроде как порицаемо и практикуется тем бизнесом, который не станет большим никогда. Второе – чаще всего встречается у компаний, опьяненных собственным ростом благодаря удачно сложившейся рыночной конъюнктуре или пустой нише. И, кажется, рост и успех теперь будут вечными, а цель – близка как никогда.

Но если в жизни целью может быть фиксированная величина типа "удачно выйти замуж", то целью бизнеса является... сам бизнес. Т.е. поддержание его в том состоянии, когда он приносит доходы, адекватные или превосходящие вложенные в него ресурсы и усилия. Проблема в том, что для многих бизнес превращается в хобби. Т.е. процесс зарабатывания денег организован вокруг того дела, без которого жизнь вряд ли представляется полноценной. Это очень круто, но давайте подумаем, так ли часто это бывает? Более того, подобный фанатичный подход – это подход не "лидера рынка", а компании второго эшелона, которая сознательно упускает рыночные возможности, реализация которых не принесет удовольствие собственнику.  Комании же с "коммерческим духом" находятся в безусловном соответствии с ценностными ориентирами их владельцев, но при этом куда чаще удовольствие приносит не процесс создания блага, а процесс зарабатывания денег. И эта ситуация встречается не так часто, как мы думаем.

Именно поэтому прогрессом движет неудовлетворенность: покупателей – продуктом, бизнесменов – доходом и (что крайне важно) гарантиями стабильности. Случай "как мне заработать" – это первый случай из второго абзаца (А). Первый мотив, на этапе становления бизнеса. "Как мне сохранить или увеличить свой доход" – это уже "головная боль" взрослого бизнеса вне зависимости от его размера. И вот теперь мы возвращаемся к постоянству мыслей и единой цели.

Такой подход оказывается просто неконкурентен. И именно поэтому стратегии имеют такой низкий процент реализации – около 7%. Не потому, что стратегии были плохи, а потому как цель изменилась в процессе. Т.е. после ревизии и корректировки, стратегия рассчитанная на 10-15 лет, например, может быть пересмотрена 3-4 раза и даже более. А пересмотр стратегии - это пересмотр не только необходимых изменений, но и прежде всего целей, для которых эти изменения внутри компании и совершаются.

Другое дело, что "плавающая цель", получающаяся в итоге постоянных стратегический ревизий – всё равно находится в разумном диапазоне решений. Это можно сравнить с процессом захода на посадку в аэропорт большого самолета: корректирующие действия пилоты (и даже автопилоты) выполняют даже не до момента приземления, а до момента выключения двигателей. Образно конечно, но в этом и суть. Но можно ли считать целью само "призмеление"? Это как наша цель – "заработать все деньги в мире". В принципе и ничего себе такая цель, но что потом?

"Диапазон целей" - тоже относительное понятие. Ведь в них укладывается и "рыночное метание" (А). Вот для этого и нужны миссии, философии и видения – скорректировать собственный диапазон целей, понять на сколько вы готовы меняться и как трансформировать свой бизнес, чтобы решить главную проблему – постоянство занятости и доходов от этой занятости. А в основе этих на первый взгляд бесполезных терминов – ваши компетенции, стремления, мироощущение.

Четкая вера в результат на протяжении долгого пути следования к нему обнаруживается лишь в случае успешного достижения цели. "Я всегда верил в то, что... " – это красивая фраза, но сказанная чаще не "до", а "после". Когда победа очевидна и признана. И вы так можете говорить. И я. И это красиво. Но быть негибким в процессе достижения – очень опасно. Не менее опасно, чем быть слишком гибким. Дело не в том, что вы не достигнете цели. Достигнете. Но вот какой ценой, какими ресурсами? Об этом надо помнить всегда. На мой взгляд.

Именно поэтому к целеполаганию надо подходить очень взвешенно. Проще всего отмахнуться и поставить количественные показатели. Чуть сложнее – пересилить себя и дать качественное определение своим целям. Но честнее и эффективнее всего – задать возможный диапазон, рамки, поля, в которых эта цель должна находиться. И развиваться, конкретизируя цель по мере приближения к ней.

Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Цели нужны для наёмных управленцев, чтобы знать, по каким критериям их будут оценивать. Цели нужны для наёмных работников, чтобы знать, когда бежать.

Без глобальных целей все будут оптимизировать по локальным параметрам. Что приводит к неприятным последствиям.