Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Ошибка выбора цели

Цель жизненно необходима компании. Цель — это основа стратегии. Цель — это базис для создания рыночной позиции, цель — это то, что предопределяет ваш бизнес. Пару лет назад я увидел стратегию, написанную достаточно известным консультантом. Их целю было достижение количественных показателей к такому-то году. Т.е. они при помощи консультанта определили для себя устраивающую сумму (либо сам консультант её определил) и решили составить план достижения этой цели. Непонятно: то ли ребятам попался откровенный мошенник, то ли сами они захотели нарисовать больше денег…. Не суть. Важно совсем другое.
Они создали свою цель. С чистого листа. Без причин, без аргументации. И это заметно — сначала создать цель, потом под неё подвести красивые цифры. Это вполне себе возможно, если стратегические инструменты применять недобросовестно. Но ошибка лежит уже в основе — в том, что цель придумывается.

“Какими бы вы хотели быть?” — ответ на этот вопрос вовсе не цель. На его основе можно создавать видение компании, можно формулировать её философию. Но не цели. Цели компании всегда лежат внутри неё, в её истории. Будущее — в вашем прошлом. Почему так?

Достижение целей бизнеса возможно лишь прогрессивным путем — т.е. через развитие. И исследуя историю развития компании, пусть даже она насчитывает всего пять лет, можно понять, что же, собственно, движет бизнесом. Условно, мы работаем с уже крутящимся колесом, которое двигает компанию вперед. И наша задача — это понять не направление движения (и изменить его). Это потом, это вторично. В начале надо определить, за счет чего-же собственно оно крутится? Может ли оно поворачивать? Какие на нем покрышки, есть ли подвеска….

Если мы переводим эти вопросы в практическую плоскость, то исследование (целей) включает в себя поиск ответов на совершенно простые вопросы о бизнесе: на сколько ваш бизнес полезен, надежен, как он упрощает жизнь потребителям, на сколько вы честны и доверяют ли вам? Т.е. целеполагание через исследование — это прежде всего анализ репутации и рыночного положения компании.

Казалось бы, самая банальная мысль: для того, чтобы определить какими мы хотим стать, надо понять какие мы есть. Но как же она тяжело реализуется на практике. И сколько копий сломлено о то, что реальность оказывается куда менее приглядной, чем её описание из брифов. А цели оказываются недостижимы потому, что противоречат сущности бизнеса и его собственников. И тогда выбирается универсальный способ — выбирается “червонец, который всем нравится”. Т.е. деньги.

Но чтобы достичь финансовых целей (являющихся вторичными), надо сделать бизнес полезным, надежным, упрощающим жизнь потребителям, честным и вызывающим доверие. А это уже совсем другая история и совсем другие цели. Стать к 2020-му году компанией с безупречной репутацией, которой признательны клиенты и которую с радостью рекомендуют друг другу — это вам не достичь оборота в два миллиарда рублей.

И эта цель, пусть на чей-то взгляд слишком лиричная, скрывает под собой защищенную рыночную нишу, уникальное предложение и лидерство в сервисе. Надеюсь, так будет понятнее?
Но вот в чём проблема. Порой, чтобы достичь этой цели, проще начать бизнес с нуля. И это тоже стратегия. Но не созданная, не придуманная, а “открытая”, исследованная, раскрытая изнутри.
Tags: бизнес, маркетинг, стратегия
Subscribe

Posts from This Journal “стратегия” Tag

  • То же, только дешевле. Распространённая ошибка малого бизнеса.

    Самая распространённая ошибка малого бизнеса – это попытка конкурировать ценой. Она вне логики. Она вне теории, которая есть обобщенная практика.…

  • Два вида эффективности

    Эффективность внедрения изменений мы чаще всего оцениваем с точки зрения точности следования плану (стратегии). Это называется "тактической…

  • Менеджеры по продажам – это недоработка маркетинга

    Это цитата. Утрировано, конечно, но вполне обоснованно. Как хирургию называют бессилием медицины, так и технологии продаж можно назвать бессилием…

  • Обратите внимание на конкурентов

    Внимание, которое вы уделяете конкурентам – хороший маркер вашего рыночного состояния. Если вы постоянно наносите им ответный удар – это повод…

  • Не влюбляйтесь в свои продукты

    Один из самых сложных моментов в бизнесе — это переход из состояния поиска решений в состояние систематизации процессов, где роль продукта…

  • Инновации, которые уже устарели

    Задумываетесь ли вы порой о том, что все те инновации, что вы выпускаете на рынок сейчас — уже устарели? Для начала немного истории. С 1855 года…

  • Видение вместо лжи

    В российской бизнес-этике принято и допустимо слегка приврать. Это называется приукрасить действительность. В совершенно разных формах и вовсе не…

  • Think different, доступный для вашего бизнеса.

    Если вспомнить историю появления инструментов менеджмента и маркетинга, они все упираются не в школы, а в бизнес, который их и создаёт. Эксперимент,…

  • Больше времени от роста бизнеса

    "Предприниматель - это не тот, кто получает прибыль, а тот, кто получает прибыль, сокращая усилия". Очень важная мысль Питера Друкера,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment