Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Продавцы ответственности

Мы без ума от Uber, Gett, Яндекс.Такси. Потому как это дешево и удобно. Это позволяют современные технологии. Нам нравится. Но куда не ткнись, везде есть обратная сторона. Uber дешевле такси. Airbnb дешевле отеля, доставка продуктовых сэтов на дом дешевле похода в магазин. IKEA  дешевле Bo Concept, например... И так далее. Но за счет чего образовывается та разница в стоимости, которая делает предложение "уберизированных" компаний таким популярным?

Ответ хоть и очевиден, но очень слабо осознаваем. Разница в одном – в ответственности за результат. Вспомните недавний скандал с "Делимобиль", который, вероятнее всего, станет последним для московского кар-шеринга. В чём его суть? В том, что компания переложила ответственность на потребителя. И пока никаких инцидентов не было, затея была прекрасной. Точно так же Uber привлекателен до первого ДТП, а Airbnb - до первой сожженной сковородки. IKEA продаёт мебель, но если вы соберете её не правильно и испортите - вы не получите диван. А загубив набор продуктов и оставшись без ужина – вы будете виноваты только сами. И так далее, и тому подобное...

Конечно, я немного утрирую. Но природа наша такова, что мы очень часто ошибаемся в оценке рисков, преувеличивая вероятность одних неприятных событий и преуменьшая вероятность других. Т.е. чаще всего просто не думаем по этому поводу. Поэтому с такой легкостью отказываемся от чужой ответственности. "Ну что же случится?" или "со мной такого точно не будет". Стоит только гипертрофировать примеры (уберизировать хирургию или частную авиацию), возникнут вопросы – поэтому так тяжело развивается uber-авиация (как дела у JetHunter?). Там где риска хочется избежать, мы готовы оплачивать профессиональный сервис и делегировать ответственность, оплачивая её соответственно. Но в бытовых сферах и тех операциях, что мы выполняем с завидной регулярностью – зачем платить больше?

Но в этом подходе есть и уязвимость. Штраф за сломанную дверцу в квартире, 500 евро как максимальная сумма ответственности компании за неадекватного водителя... Не дай Бог, конечно, чтобы такое произошло. Но как только адепт уберизации попадает в сложную ситуацию, оказывается, что рассчитывать он может только на себя. Ведь это не традиционный сервис... и даже не сервис, а поставка инструментария для самостоятельного осуществления услуги. Ведь вы сами выбираете водителя, квартиру, ужин и т.п....

И чем дальше, тем больше негативного опыта и тем сложнее будет подобным сервисам существовать. Понятно, что они решили задачу недоступности таких услуг как такси и отели – и значит даже не обладая средним доходом ты можешь позволить себе подобный сервис. Но вероятность того, что расплатиться за него можно сполна – отрицать тоже нельзя. И порой такая овчинка может не стоить выделки. Об этом стоит помнить.
Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “маркетинг” Tag

  • Отличный, но не идеальный

    Традиционно считается, что перфекционизм в работе – это нечто априорно позитивное. Но это далеко не так. Высокий уровень добросовестности важен,…

  • Рост вопреки трендам: движение против течения

    В отличии от московского, рынок Петербурга более референтный по отношению к региональным. И его тренды более походят на те, которые будут заходить…

  • Сила продавца против customer journey

    Очень часто мы рассматриваем бизнесы как одинаковые на основании того, что они рекламируются в одних и тех же каналах, предлагают одинаковый товар и…

  • Vuca-мир и зона комфорта

    Продолжая тему зоны комфорта из предыдущего поста, добавим немного теории, корнями уходящей аж в 1907-й год. Сегодня этими вопросами занимаются…

  • Сила большой ложки

    Брайан Вансинк (Brian Wansink) как-то писал о том что люди с упорством отрицают факт влияния на их выбор телевизионной рекламы или размещения…

  • Невостребованная омниканальность

    Farfetch — наверное, лучший магазин одежды в сети, предпринял очередную (среди ритейлеров) попытку окончательно примерить оф- и онлайн. Создать…

  • "Актуализация" против "ребрендинга"

    Порой мы снисходительно улыбаемся, видя как компании анонсируют минимальные изменения дизайна, происходящие достаточно часто. Но мы оцениваем лишь…

  • Не продукты, но технологии

    От вопросов брендинга, которые легли в основу этого блога и моей работы более чем 10 лет назад, мы вместе с вами плавно мигрировали в то, что лежит…

  • Многоликое позиционирование. Понимаем суть правильно

    Почему невозможно “придумать позиционирование”, “создать позиционирование” и даже “разработать позиционирование?”. Многие дизайнерские агентства,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments